Здравствуйте, дорогие мои! Судя по тому, как живо некоторые из вас откликнулись на предыдущую публикацию, тема советских свадеб вас заинтересовала. Ну что, давайте вспоминать дальше? Домашний свадебный пир длился иногда по 3 дня, с перерывами на сон и танцы. Фото из семейного архива Надежды Илюхиной.
Ешьте, гостидорогие! Самым актуальным нарядом советских невест 70-х годов было мини-платье из белого кримплена и короткая тюлевая фата. Фото из читательской почты.
Для празднования свадеб более состоятельные семьи снимали столовые и рестораны, остальные гуляли по домам. В субботу - у ее родителей, в воскресенье - у его. Понятное дело, всем хотелось накрыть такой стол, чтобы о нем долго, с восхищением, вспоминали и гости, и сами виновники торжества. Вот только с продуктами тогда наблюдалась по всей стране большая напряженка!
Спиртное и кое-какие деликатесы можно было приобрести через "стол заказов" (по-моему, все по тому же загсовскому "приглашению"). Но этого для многолюдного праздника жизни было мало. А посему семейство дружно, захватив с десяток вместительных баулов, отправлялось в первопрестольную. И там, высунув языки, с утра до позднего вечера носилось по очередям, выискивая дефицитные вкусности: импортное вино, сухие и "мокрые" колбасы, карбонад и шейку, треску горячего копчения, шпроты, зеленый горошек, шматки сырого мяса для котлет, сливочное и растительное масло, апельсины, бананы...
За сутки-двое до свадьбы объявлялся "аврал": начинался процесс приготовления праздничной пищи. В огромных кастрюлях варились холодец и заливное, резались и складывались в тазики вареные овощи, мясо и лук для салата оливье (куда ж без него!), чистилась ведрами картошка, десятками жарились котлеты.... Самым аккуратным доверялась нарезка деликатесов, которые надо было напластать тонюсенькими ломтиками. Предательски пахло самогоном...
Наиболее значимые блюда - жареный поросенок, гусь с яблоками и т. п. - предназначались сугубо для молодых и ставились около них. За тем, чтобы к этим вкусностям не прильнули особо проворные гости, следили строго. Если жених и невеста не притрагивались к этим гастрономическим изыскам, их убирали, чтобы вновь подать на другой, а то и на третий день.
"От безалкогольной свадьбы - к непорочному зачатию"
Эта шутка родилась в середине 80-х, когда по всему Союзу развернулась нешуточная борьба с пьянством и возникло такое несуразное для русского человека понятие, как "комсомольско-молодежная безалкогольная", или "чайная" свадьба. Мероприятие это проводилось, слава Богу, не везде, а лишь в семьях, где люди имели какое-то отношение к партийно-руководящему аппарату.
Однажды довелось и мне поучаствовать в такой "обезжиренной" свадебке, проводимой по разнарядке "сверху". На почетных местах, рядом с молодыми, сидели секретарь комитета комсомола завода, профсоюзные и партийные бонзы. Им вся эта катавасия нравилась ничуть не больше, чем остальным гостям, но положение обязывало держать лицо и делать вид, что все просто зашибись!
Особенно нелепо выглядело, когда произносились здравицы и тосты в честь молодых, под которые народ прикладывался к бокалам с минералкой и ситро. Где-то через час после начала мероприятия я стала замечать некоторые перемены, происходящие с окружающими. Они на глазах веселели, бодрели, некоторые даже пытались петь популярные песни. Все разъяснилось, когда ко мне подошел приятель и сказал: "Пойдем в подсобку, надо помочь торт порезать".
Торта никакого не было, зато на маленьком столике теснились закуски и стаканы, а в уголке стояло несколько ящиков (!) спиртного разной степени тяжести. Опрокинув по паре стопок, мы вернулись к гостям. Веселье быстро набирало градус. Народ лихо отплясывал энергичные танцы и с энтузиазмом участвовал в конкурсах, которые проводил приглашенный массовик-затейник. Он, кстати говоря, сломался первым: уснул в той же подсобке, где каждые 15-20 минут принимал на грудь.
Иногда устроители "безалкогольных" свадеб действовали более рискованно: спиртное выставлялось на столы сразу, правда, не в бутылках, а в чайниках и самоварах.
За ярочкой!
На второй день свадьбы блюстители народных обычаев начинали играть в "Поиски ярочки", то бишь молодой жены. Выпив для храбрости и удовольствия горячительного, они переодевались в "пастуха", "жениха", "доктора", "невесту", "врача", "милиционера", "цыганку" и отправлялись в "карнавальное шествие". По пути пели срамные частушки, приставали к прохожим... Когда приходили к родителям молодого, "пастух" заявлял о пропаже ярки из стада, а "милиционер" требовал провести обыск. Бедную "ярку" (обычно она пряталась в кладовке) отыскивали, осматривали, находили, что она "испорчена", и зачитывали "протокол", в котором подробно описывались действия "барана", испортившего ярку "с намерением". После чего пастух отказывался от испорченной "ярки" и требовал "мировую" - угощения.
Вот такая, понимаешь, загогулина...
Путешествие вдвоем
После торжественного отмечания вступления в брак молодые супруги отправлялись в свадебное путешествие. Кто-то - в Болгарию (очень круто!), кто-то - на советский юг (просто круто), а кто-то - в дома отдыха и на турбазы Средней полосы.
"Через неделю после свадьбы мы с Саней (моим первым мужем) поехали на одну из окских турбаз. Поселились в деревянном домике на две семьи. И все было бы хорошо, кабы не наша целомудренность и скромность. Дело в том, что мы очень стеснялись того страшного, откровенного скрипа, который издавала в определенные моменты кровать. И мы, два юных идиота, не придумали ничего лучше, как заниматься "этим самым" на китайской плетеной циновке, лежащей на полу. Только после того, как Шурик стер до крови коленки, а я - спину и ягодицы, мы догадались снять с кровати матрас. Интересно то, что на пляже мы встретили еще одну молодую пару точно с такими же травмами..."
Екатерина к., Тула.
Дорогие читатели!
Ваших писем и звонков с предложением новых
тем ждет ведущая рубрики Елена Рябикова.
Телефон в ре-дакции 233-155, e-mail: [email protected].