Тульской ГИБДД – 76 лет

Тульской ГИБДД – 76 лет

3 июля стражи тульских дорог отметят свой профессиональный праздник – в народе День гаишника.

3 июля стражи тульских дорог отметят свой профессиональный праздник – в народе День гаишника.

Сергей Стариков, Владимир Мигунов.
Фото из архива пресс-службы ГИБДД и Сергея Киреева.

«Прадедушка» жезла

1907 г. В начале прошлого столетия на улицах дореволюционной России постепенно начало увеличиваться количество конного и автомобильного транспорта. Поэтому в 1907 году городовым сначала в Санкт-Петербурге, а затем и по всей России были выданы прообразы современных жезлов – короткие белые трости – для регулирования движения.

1910 г. По статистике, в это время в России было примерно 3500 автомобилей.


Максимально разрешенная скорость движения по улицам тогда составляла цифру, которая сейчас покажется смешной, – всего 15 километров в час!..

Первыми правилами дорожного движения можно считать декрет СНК РСФСР от 10 июля 1920 г.

«Об автодвижении по городу Москве и его окрестностям (правила)». У каждой машины должны быть номера, а у водителей – права и путевки. Ограничение по скорости для легковушек и мотоциклетов – 25 верст в час, а для грузовиков – не больше 15. 


В Туле городовым приходилось не только надзирать за уличным движением. На снимке запечатлен «несанкционированный отдых» свиньи на пересечении улиц Киевской и Посольской (ныне пр. Ленина и ул. Советская). Фото начала ХХ века.

1925 г. Пьяные водители и пешеходы на проезжей части тогда были обычным делом. Поэтому Моссовет утвердил постановление о создании отдела по регулированию уличного движения (ОРУД) – прадедушки ГИБДД. Разработали правила, которые касались не только водителей, но и пешеходов. Первый же пункт документа гласил – «лица, управляющие каким бы то ни было транспортом, должны быть трезвы». Московский опыт переняли в Туле. Первое подразделение ОРУД появилось у нас в конце 1920-х.

Тогда на смену семафорам пришли электрические светофоры. Они показывали лишь два сигнала – красный и зеленый. Цвета переключали регулировщики.

1934 г. В Туле появились первые светофоры. «Особым образом оборудованные ящики» повесили на пересечении ул. Коммунаров (пр. Ленина) и Советской, Коммунаров и Каминского, Октябрьской и Луначарского. На остальных перекрестках за движением транспорта наблюдали органы милиции.


1931 год. Начальник ГАИ УРКМ УНКВД Тульской области Василий Подливаев со служебным автомобилем «Форд-Т».


2012 год. С помощью радара инспектор ДПС Анатолий Брыксенков  за доли секунды может определить точную скорость авто. 

Рождение ГАИ

1928 г. При Наркомате путей сообщения и СНК СССР создается «Цудотранс» – новый орган с филиалами по всей России. В его обязанности входил надзор за дорогами и прием квалификационных экзаменов у водителей.

1934 г. В составе «Цудотранса» появился отдел автоинспекции. Общий штат инспекторов по всей России составлял 300 человек!

3 июля 1936 г. Совнарком утвердил постановление о «Гос­автоинспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Дата его подписания и стала официальным днем рождения всей ГАИ.

1939 г. В стране введены типовые правила уличного движения. Причем в каждом регионе они могли быть своими. Так, например, в Москве скоростной максимум был 50 км/ч, а в Туле – в пределах 40. А еще тульским водителям того времени строго запрещалось курить за рулем!

В 1941 году на страну обрушилась Великая Отечественная война. Треть автоинспекторов ушла на фронт. Из оставшихся одна половина работала на строительстве оборонительных сооружений, вторая занималась мобилизацией техники, учетом ГСМ и подготовкой военных водителей.

После войны в Туле создали взвод регулирования уличного движения (РУД). В него набрали самых опытных сотрудников. Основными местами дислокации регулировщиков были перекрестки ул. Советской и Мосина, Октябрьской и Луначарского, Красноармейской и Советской.

Начало 50-х. Количество транспорта на дорогах стало расти. Тогда же появился и первый светофор на ручном управлении. «Новинка» висела на тросах на пересечении Мосина и Советской и весила 80 килограммов!..

Аварийность росла, и советские власти решили усилить ответственность для нарушителей ПДД. Например, в ряде случаев за погибшего в ДТП человека водителя могли приговорить за умышленное убийство к высшей мере наказания – расстрелу!


1957 год. Автоинспектор ведет с нарушителем разъяснительную работу.


2012 год. Сейчас профилактическая беседа выглядела бы вот так. На фото инспектор ДПС Роман Киселев и Елена Афанасьева.

Секретные рейды

До середины 70-х годов основным средством передвижения сотрудников ГАИ были мотоциклы. Причем в любую погоду!

Инспекторы как могли дорабатывали славящуюся своим «качеством» советскую технику. Например, для установки громкоговорителей переводили мотоциклы на 12-вольтовое питание. А некоторые даже умудрялись приспособить к маховику двигателя механическую сирену!..

В январе 1975 года начальник УВД области Василий Кулямзин издал приказ об «Организации отдельного взвода дорожного надзора». В нем было 11 человек.

На вооружении спецвзвода стояла «Волга» ГАЗ-24 с форсированным движком, «догонялки» на базе ВАЗ-2101 с роторно-поршневым двигателем. Основная задача – помощь районам, где 1-2 штатных инспектора физически не могли полностью контролировать обстановку…

Если анализ аварийности в районе показывал увеличение количества ДТП по вине пьяных водителей, туда на 2-3 дня отправлялся спецвзвод. «Эскадрон» оккупировал основные дороги. Инспекторы задерживали в день по несколько десятков пьяных водителей!

Такие рейды готовились в обстановке строжайшей секретности. Также взвод обеспечивал безопасность различных делегаций и особо охраняемых лиц. Отчего за ним прижилось название «взвод сопровождения». В него, кстати, входил, пожалуй, самый известный начальник областного ГИБДД Николай Меркулов.

«Лихие девяностые». Тульские гаишники едва ли не каждый день ловили расплодившихся профессиональных угонщиков и дорожных рэкетиров. Приходилось задерживать даже террористов!

В конце 90-х экипаж ДПС остановил на пересечении ул. Советской и проспекта Ленина «Ауди». Водитель вел себя подозрительно и предлагал отпустить его за взятку. Когда гаишники открыли багажник иномарки, внутри обнаружили целый оружейный арсенал и даже тротил!


1969 год. Инспектор Леонид Нефедов следит за дорожным движением. Леонид Егорович скончался 27 декабря 2011 года, он был старейшим сотрудником тульской ГАИ.


2012 год. Сотрудники нового спецподразделения ГИБДД патрулируют Тулу на скоростных мотоциклах – нарушителям не уйти!
  

ГИБДД сейчас

Сейчас тульская ГИБДД – одно из самых подготовленных подразделений охраны правопорядка. На вооружении инспекторов – всевозможные технические новинки, которые усложняют жизнь нарушителям.

– Сейчас активно используем систему видеофиксации «Поток», – говорит начальник отделения пропаганды областного УГИБДД Владимир Мигунов. – В ближайшее время у нас появится новинка – система «Паркон». С ее помощью мы будем бороться с любителями парковаться в неположенных местах, жестко штрафуя нарушителей. Однако штрафы и другие наказания нерадивых водителей – не основное для нынешних гаишников. Главная цель – уменьшение аварийности и, как следствие, сохраненные жизни людей. И чувствовать свою причастность к этому большому и очень важному делу – вот главная награда для того, кто, заступая на дежурство, надевает форму с надписью «ДПС».


Только цифры

Как росло количество машин в Тульской области

4 авто
1917 год

62 авто
1922 год

190 авто
1931 год

350 авто
1934 год

388 175 авто
1999 год

406 927 авто
2004 год
 
556 329 авто

2009 год
 
607 911 авто
2011 год


Детали

Жезл под хохлому и многое другое

В тульской ГИБДД есть свой музей. В нем много забавных экспонатов!

Коллекция жезлов. Есть и настоящие «полосатые палки», и даже сувенирный жезл!

Это не секундомер, а механический скоростемер. Такие стояли на вооружении сотрудников ГАИ в 70-е годы прошлого века!

Современная «игрушка» инспектора ДПС – видеозаписывающий радар. Прибор фиксирует превышение скорости и записывает нарушителя на видео.

Гроза пьяных водителей – алкотестер. Сейчас единственно допустимым количеством алкоголя в крови является «круглый ноль». Если прибор покажет больше – водитель становится нарушителем, и его лишают прав.

26 июня 2012, в 19:36
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день