1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Прогулки по Туле: Оборона Тулы 1552 года - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Прогулки по Туле: Оборона Тулы 1552 года

Прогулки по Туле: Оборона Тулы 1552 года

«Слобода» продолжает серию публикаций «Прогулки по Туле» (начало в №18 от 2 мая). Редакция вместе с историком-краеведом Александром Лепехиным предлагает вам, дорогие читатели, прогуляться по тульским улицам, переместившись во времени на много лет

«Слобода» продолжает серию публикаций «Прогулки по Туле» (начало в №18 от 2 мая). Редакция вместе с историком-краеведом Александром Лепехиным предлагает вам, дорогие читатели, прогуляться по тульским улицам, переместившись во времени на много лет назад. «Прогулки по Туле» – это исторический городской путеводитель, который можно вырезать, сложить в удобную книжку и собрать целую подшивку, чтобы потом показать гостям, детям и внукам, изучая историю Тулы!


Александр Лепехин

Оборона Тулы 1552 года

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы с вами совершим необычную «прогулку». Она будет виртуальной, поскольку отправиться нам с вами придется на 460 лет назад. В те годы Тула выдержала набег татар. В этом году историки отмечают юбилей этого события. Так что пропустить рассказ о такой значимой странице в истории нашего родного города мы никак не можем!


Рисунок Андрея Гусельникова.

Тула 460 лет назад: как жили наши предки?

Попытаемся восстановить события той эпохи.

Итак, 1552 год. Всего 30 лет назад построили каменный Тульский кремль. От Малиновой засеки до реки Упы выкопали ров и насыпали вал от всякого рода завоевателей и просто от степной голытьбы, промышляющей разбоем. Леса на этом участке не было, поэтому и выкопали ров. Если у реки Упы стоял кремль, то до Ясной Поляны было ничем не защищенное пространство. В проекте было прокопать ров и насыпать вал от Упы до Малиновой засеки, но к тому времени до Тулы ров еще не докопали.

Сам кремль мало чем отличался от современного его вида. Но вот подробности были совсем другими. Люди жили в основном вокруг кремля. Тут и дом, и огород, и хозяйство всякое. Дома были небольшие, с земляными полами, с небольшим очагом или печкой посередине. Затапливали печь, трубы еще не придумали, дым поднимался к крыше и выходил через специальное отверстие, которое закрывалось после тушения огня. Это называется топить по-черному. Слева и справа от печки настилы, их называли – хоры, на которых спали дети, а под хорами зимовала домашняя живность. Вдоль всей стены шла широкая лавка, на ней спали взрослые. Над лавкой большая полка, на ней стояла посуда, в основном глиняная и деревянная, и небольшие запасы продуктов. Все вещи хранились в большом сундуке, на котором тоже кто-то спал. В правом углу от входа на полочке, украшенной вышитым полотенцем, стояли иконы и горела лампада. Окон в современном понятии не было. В стене делали небольшое отверстие, которое на ночь закрывалось задвижкой, позже – ставнями. Само окно вместо стекла затягивалось бычьим пузырем. Вот и все нехитрое жилище, в котором жило человек по 20. Улочки узкие. Дома стоят внутри участка, а на улицу выходят только заборы да плетни.


Так выглядела русская изба примерно 460 лет назад. Рисунок Андрея Гусельникова.

В самом же кремле домов было мало, церковь, воеводская и съезжая (полиция того времени) изба. Почти всю территорию кремля занимали летние небольшие сарайчики, их называли клети, чтобы было где пересидеть набег.
Итак, лето 1552 года, вторая половина июня. Почти все стрельцы, пушкари, казаки и прочие воинские служилые люди ушли на государеву службу под Коломну, где царь Иван IV, прозванный Грозным, собирает войска для похода на Казань. Оставшиеся их семьи заняты летними заботами. Уже прошел первый укос сена, кипит работа на огородах и в полях. Жарко, ребятня плещется в реке.

Враг у ворот

Но вот с востока к Туле в клубах пыли летит жеребец. Люди, прикрывая глаза от солнца, пытаются рассмотреть, кто так летит, не жалея коня, но седока почти не видно. Это подросток вцепился в гриву коня и прижался к нему всем телом. У проезжей Никитской башни всадника остановил караул. Подросток спрыгнул с коня и стал что-то рассказывать, размахивая руками. Через некоторое время на Сполошной или Сторожевой, или Спасской башне ударил колокол, над Тулой загудел набат. Пришла беда. Один за другим ушло несколько конных гонцов с сообщением о набеге.

Оказалось, что к городу подходят татарские войска. Они захватили городской табун и стороживших его подростков, только одному удалось вырваться и уйти от погони. Все сразу переменилось. Народ с детьми, с вещами потянулся в кремль. Оставшиеся в Туле старые и увечные воины, а также молодежь стали готовиться к отражению осады. Спешно закрываются и укрепляются ворота. Остаются открытыми только пролазы, калитки в стенах, но с появлением врагов закрываются и они. Люди, побросав в клети вещи, начинают готовиться к обороне. Прежде всего запасаются водой для тушения пожара и не только. Обмазывают клети, особенно крыши, землей и глиной. Защитников очень мало, и женщины встают в один строй с мужчинами. Оружия тоже маловато.

А вокруг кремля уже идет грабеж оставленных жилищ и захват зазевавшихся туляков. Всадников становится все больше и больше. Появляются повозки, везут пушки или, как их тогда называли, наряд. На безопасном расстоянии от кремля разбивается стан – лагерь. Кричат люди, ржут лошади, ревут верблюды. Появились отряды людей, которые начали оборудовать позиции вокруг кремля и готовить лестницы для штурма – это янычары – турецкая гвардия.

В кремле тоже кипит работа. На стены поднимают камни и колья, в больших котлах кипятят воду. Пушкари и стрельцы заряжают свое оружие. Лучники заняли позиции на стенах и стараются подстрелить приблизившихся к крепости всадников.

Обстрел

Через стены в город полетели горящие стрелы – началось. Дети и женщины быстро тушат эти «подарки» водой и мокрой мешковиной. С башен ударили пушки и затинные пищали. Опытные бойцы кричат на неопытных, чтобы они не высовывались из-за стен, не торчали в бойницах, когда нужна будет их помощь, им скажут, а так – сидеть в укрытиях. Дюже любопытные погибают в первую очередь, а нам еще город защитить и врага победить надо. Уж очень меткие вражьи лучники.

Татары установили пушки, разож­гли костры возле них. На дрова разбирают дома туляков. В костры положили ядра, после того как они накалились, их заряжают в пушки и стреляют по городу, чтобы вызвать пожары. Но туляки наготове. На стены и в город тучами летят горящие стрелы. С башен ударили наши пушки. Старому воину в походе тяжело, а тут попроще. Его опыт и сноровка очень нужны для «натаскивания» молодых защитников. Первые же выстрелы попали в цель, в самую гущу отряда, подъехавшего под стены. Появились первые раненые и убитые как среди татар, так и среди туляков.

Враги подтащили более мощные пушки. Их каменные ядра, попадая в стены и башни, оставляли большие вмятины в кладке, трещали крепостные ворота под ударами ядер. При попадании ядер в стену она вся содрогалась, и казалось, что начинала рушиться, что весьма беспокоило молодых воинов, но ветераны их успокаивали и деловито продолжали делать свою работу. Молодежь им активно помогала. После выстрела пушка откатывалась внутрь башни, тут же бойницу закрывали деревянным щитом, мокрым банником прочищали ствол, закладывали новый мешок с порохом, другим концом банника проталкивали внутрь ствола ядро, подсыпали порох в затравочное отверстие. Готово. Открывали бойницу, подтаскивали пушку, ветеран прицеливался, «Огонь! Пли!», выстрел, и все по-новой. На стены поднимались снизу женщины и девочки, чтобы забрать раненых, принести воды и отдать собранные внизу стрелы. В стане врага стало заметно сосредоточение сил. Все замерло. Напряжение нарастало.

Штурм

В стане врага ударили барабаны и загудели трубы. Усилилась пушечная стрельба, тучами по стенам и бойницам ударили стрелы. Янычары подхватили лестницы и бросились на приступ. Уперев лестницу в землю у стены, при помощи специальных шестов ее устанавливали на стену, и сразу по ней побежали воины со своими кинжалами, ятаганами и кривыми саблями.

Защитники, как только лестница ударялась о стену, длинным и тонким бревном старались ее завалить вдоль стены. Падая со штурмующими, она заваливала еще несколько лестниц. Если это не удавалось, то, прикрываясь щитами, туляки копьями старались сбить с лестниц осаждающих.


Кадр из фильма «Тарас Бульба»: именно так захватчики штурмовали крепости.

Вниз полетели колья и каменья, полился кипяток. Если все-таки враги забирались на стену, то начиналась рукопашная схватка.

С врагами бились не только мужчины, но и остервенело на врагов набрасывались женщины, что янычар приводило в смущение. С башен вдоль стен вели огонь зачинщики и пушкари с задачей переломать как можно больше лестниц, а потом уже поразить штурмующих. Туляки действовали слаженно и споро. Задыхаясь от перенапряжения и стресса, не обращая внимания на раны и ушибы, грязные от пота, крови, пыли и копоти, наши пращуры сдерживали врага. Со стен никто не уходил, с них только уносили. Все лестницы завалены, прорвавшиеся на стену янычары отброшены или убиты. Враг отступил. Первый приступ отбит.


Пушкари. Рисунок Андрея Гусельникова.

Избавление

Тут же на стенах перевязывались легкие раны, появились дети с узелками, они принесли родителям тормозки, наспех перекусывали защитники. Дети с интересом рассматривали вооружение отцов и старших братьев. Наверх поднимались боеприпасы. Но зевать было нельзя. Задержался у бойницы – в тебя уже летит несколько стрел. Снайперы того времени не дремали. Но даже в такой ситуации среди туляков слышались шутки и смех, кто-то затянул песню, ее подхватили десятки голосов. Но передышка была недолгой. Опять зазвучали выстрелы.
Ядра раз за разом били в стену и по воротам Никитской башни. Стена начала крошиться, и именно по этому месту вся басурманская артиллерия сосредоточила огонь. Стена поддавалась. В конце концов кусок обвалился. Туда устремились янычары, используя лестницы, но были отбиты. Еще было несколько попыток штурма, но не таких решительных, как первая. Наступила ночь.


Пятницкая церковь на месте битвы на реке Шиворонь (село Дедилово Тульской области).

Отдыхать было некогда. Нужно было заделать пролом. Для этой цели разобрали ближайший большой дом и бревнами завалили дыру. Нужно было восстановить и ворота. Немного приподняли решетку в башне, к разбитым воротам пролезли несколько человек и стали складывать стену из камней. Воевода на этих работах использовал тех, кто не участвовал в отражении штурма. Участников отражения штурма в приказном порядке уложили спать.

Туляки не знали, что помощь рядом. В 10-15 км от Тулы расположился на ночлег после 100 км перехода 15-тысячный отряд русской конницы. Но об этом узнали татары. Они быстро собрались и ушли, бросив пушки и обозы. Туляки, заметив, что враг уходит, сделали дерзкую вылазку в их лагерь. Это еще больше нагнало на басурман страху, они побросали пушки и спешно ушли назад в Дикое поле. К утру появилась наша конница.

Шиворонская битва

Кавалерия бросилась вдогонку за бежавшим врагом. Догнали его только на переправе через реку Шиворонь. Освободили пленных, разбили войско, оставшееся на этом берегу. Но тут стали подходить татарские отряды, которые уезжали на грабеж окрестностей Тулы. Опять бой, опять победа. Насколько жестокой была битва, можно судить по тому, что у 22-летнего полководца князя Андрея Курбского было множество ранений, иссечены все доспехи.


Покровская церковь (Тула).

Эпилог

У Шиворони, на месте битвы, поставили за государственный счет на государевой земле Пятницкую церковь. Погибших похоронили рядом на холме. Царь поставил там церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая простояла до конца XVIII века и была снесена. Но холм до сих пор называется Покровкой. Почему Покрова? Да Казань взяли именно в этот праздник! На той братской могиле тульские казаки периодически совершают панихиды по погибшим воинам.

Могила защитников Тулы утеряна. И искали ее, видимо, не там. Предполагалось, что их похоронили на берегу Упы со стороны Садового переулка. Но не могли наши предки похоронить погибших в таком месте, где, в случае набега, враг мог глумиться над павшими! Тогда где?

Вспомним, что ул. Металлистов ранее называлась Пятницкой. В писцовой книге 1588 года сказано, что государь за свой счет построил рядом две церкви – Пятницкую и Покрова Пресвятой Богородицы, как в Дедилове. К тому времени Пятницкая церковь сгорела, но название улицы осталось, а Покровская, уже несколько раз перестроенная, стоит до сих пор. Вот тут и должна быть могила. Найти ее сегодня может помочь только случай.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

20 июня 2012, в 11:09
Другие статьи по темам
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.