отчасти
10 января 1979 г. в кинотеатре «Родина» началась демонстрация японского фильма «Легенда о динозавре». Это было кино, в которое моментально влюбились тульские зрители.
Самые значимые и кассовые фильмы показывали тогда в кинотеатре более высокой категории – «Салюте», но, по-видимому, грандиозный успех японского фильма стал полной неожиданностью для местного кинопроката; хотя и был вполне предсказуем. «Легенда о динозавре» – первый настоящий фильм ужасов на советских экранах. Если не считать отечественного «Вия».
В каком-то смысле это был первый гвоздь в крышку гроба советской власти. Ведь фильмы ужасов были в той же категории запретных буржуазных развлечений, что и порнография или приключения Джеймса Бонда. Что сполна вскоре подтвердила жизнь – первые советские владельцы видеомагнитофонов в первую очередь старались раздобыть кассеты с фильмами этих неведомых жанров. 10 января 1979 года по недосмотру цензуры советским людям показали то, что им смотреть было категорически нельзя.
Уже в первый день в кассу «Родины» выстроилась огромная очередь, и билеты оставались только в предварительной продаже. Очень скоро как минимум на неделю вперед все места, включая утренние детские сеансы, были проданы. Подобная история была во всех городах страны. В тот год в СССР «Легенду о динозавре» посмотрели 48,7 миллиона зрителей. В списке лидеров зарубежного кино в СССР «Легенда о динозавре», занимает, правда, всего лишь 19 место, уступая, например, «Новобранцам идут на войну» или египетскому «Белому платью». А до мексиканской «Есении» с ее 91,4 миллионами зрителей и вовсе как до Пекина. Но это объясняется просто. Если безобидная «Есения» спокойно выжимала из сердобольных зрителей слезу годами, то «Легенду о динозавре» перепуганное киноначальство сразу же, как схлынул ажиотаж, упрятало на полку. После чего «Легенда о динозавре» стала легендой вдвойне – в памяти остались только воспоминания. Но многие, пока была возможность, успели пересмотреть фильм несколько раз.
История о нашествии динозавров с весьма натуралистичными сценами потрошения людей и несчастных домашних животных, выклевывания глаз и разрывания тел жертв, конечно, не могла не поразить воображение не привыкшего к подобному зрелищу целомудренного советского зрителя. Но, говорят, и в Америке этот фильм тоже сильно покоцали перед показом по телевидению. Просто за океаном уже и без того повидали всякое, а для советских людей все было в новинку. Поэтому создателям прощались даже очевидно картонные динозавры, ведь в остальном фильм все равно превосходил самые смелые ожидания. На более тонкие несуразности – например, что показанный в фильме плезиозавр вообще не динозавр, а ящер, никто и внимания не обращал.
Кто-то из критиков назвал «Легенду» «Челюстями» для бедных. Отчасти это действительно было так, некие аллюзии на ужастик от Спилберга в творении японских кинематографистов имеются. Но фильм про акул для советского кинопроката был неподъемным вдвойне – не только в финансовом, но и идеологическом плане. Хотя, например, очень скоро для демонстрации в СССР купят «Голубую бездну», поставленную по другому произведению автора «Челюстей» Питера Бенчли. Пока же в адрес истории о кровожадных акулах несся бесконечный зубовный скрежет со страниц газет и журналов. Антиреклама была настолько сильной, что хотелось хотя бы краем глаза увидеть нечто подобное. Тут-то и появились ящеры в виде динозавров.
Теперь уже моралисты со всей своей идеологической убежденностью нашли новый объект псевдохудожественной продукции. Видеть бесконечные очереди на бездуховный и неизвестно к чему призывающий фильм было для них совершенно невыносимо. При этом, судя по компетентности, с которой они рассуждали в газетах о японской картине, все эти критики предварительно разговелись, и «Легенду о динозавре» тоже посмотрели.
Бурная дискуссия вокруг японского ужастика развернулась и в тульских газетах. Приведем лишь часть писем, которые слали в редакции читатели.
«На «Легенду о динозавре» действительно невозможно было достать билетов. И получается парадокс: на многие отечественные фильмы (из последних – «Шествие золотых зверей», «Целуются зори» и др.) зрители шли, чтобы выпить пива в буфете. Так какие же фильмы лучше и интереснее? Наверное, выразим мнение большинства зрителей, сказав «спасибо» кинопрокату за то, что получили возможность познакомиться с «Легендой»». Группа студентов ТПИ.
«Стремясь запугать зрителя, японские кинематографисты явно переборщили. На всем протяжении фильма речь шла о плезиозавре-ящере, обитавшем в озере и имевшем 4 плавника для передвижения. Кстати, собрат его, как еще утверждают некоторые, до сих пор живет в шотландском озере Лох-Несс.
Окутан тайной и наш динозаврик: не имея лап и ног, может свободно передвигаться по суше, при этом умудряясь откусывать головы лошадям и закусывать зазевавшимися японками. Он не реагирует на взрывы глубинных бомб, хотя музыка местной рок-группы его почему-то рассердила. Одним словом, чувство меры явно отсутствует у постановщиков. И принимать эту ленту кошмаров всерьез невозможно.
И хотя лично я в принципе не против подобных фильмов, все же считаю, что наш родной Змей Горыныч куда милее и симпатичнее заморских конкурентов». В. Эскин.
«Для чего снимаются подобные, уводящие от действительности фильмы – понятно. Безработица, голод, кризисы, войны, забастовки сотрясают мир капитала. Увести хотя бы на час-два зрителей от забот насущных, показать, что могут быть ужасы пострашнее – вот подтекст любого фильма о катастрофах.
Но надо объяснить, зачем нам понадобилось покупать этот фильм? Неужели в современном зарубежном киноискусстве нет более значительных лент и более грамотных кинорежиссеров, чем Юнжи Курата – постановщик «Легенды о динозавре»»? Т. Бурлак.
«Пожалуй вот на таких, не побоюсь этого слова, уродливых фильмах надо учить молодого зрителя разбираться в искусстве кино. В том, что молодежь принимает кинофильмы большей частью информационно, считая их способом незатруднительного проведения свободного времени, нет ничего неожиданного и сенсационного. Но «отдыхо-развлекательный» выбор в кино был бы делом естественным («подрастут – разберутся»), если бы одновременно с экраном дети наши, на глазах превращающиеся в молодых людей, столь же активно «потребляли» бы и другие искусства.
Надо учить молодого зрителя умению требовательно и критично оценивать кино, понимать глубину и тонкость художественного замысла, оценивать идейно-нравственные авторские принципы». В. Гришина.
Такая вот история о динозавре 1979 года.