Многие школьники мечтают стать журналистами. Некоторые не ограничиваются мечтами – школьные газеты и телестудии, кружки журналистики и социальные сети дают юным корреспондентам первый опыт работы в СМИ, возможность заявить о себе и попробовать свои силы. Многочисленные СМИ, создаваемые руками ребят, объединяет Лига юных журналистов – организация, в которую входят более 20 000 юных журналистов из 52-х регионов России.
Однако каждый юнкор мечтает обратиться не только к читателям и зрителям школьных СМИ, но и к аудитории настоящих, взрослых изданий. Редакция портала myslo.ru любезно предоставила нам возможность публиковать наши лучшие материалы. Постараемся оправдать доверие и рассказать, чем живут сегодня подростки, что их интересует и беспокоит.
Надеемся, что постоянные посетители портала будут традиционно строги, но одновременно сдержанны в своих комментариях: за конструктивную критику поблагодарим, но помните, что читать ваши отзывы будут подростки.
А вот и первый репортаж – про состоявшийся недавно конкурс «Учитель года – 2016».
19 апреля в Туле стартовал региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016». Участников конкурса поздравил глава города Тулы Ю. И. Цкипури. «Учитель является родителем для младших школьников, товарищем для обучающихся средних классов, а также другом для старшеклассников», – подчеркнул Юрий Иванович. И вдруг мы оказались на съёмках фильма под названием «Учитель года». На главную роль претендовали педагоги, прибывшие в Тулу из девяти муниципальных образований Тульской области. С жанром фильма помогла определиться победительница прошлогоднего конкурса Л. Г. Бабкина. Она сравнила работу учителя с патриотическим блокбастером: «Конкурс – это маленький эпизод из огромного приключенческого фильма под названием «Жизнь».
Затем участники конкурса отправились в Центр образования №20, где проходили основные испытания. В школе их встретили в прямом смысле хлебом-солью. Директор ЦО №20 Н. А. Мартынова открыла пресс-конференцию с юными журналистами. Вот некоторые вопросы, на которые ответили учителя.
Вы учите нас, учеников, тому, что учиться нужно в течение всей жизни. А чему вы учитесь и у кого?
Н. А. Павлова: Дети учат нас. В начальных классах, как мне казалось, дети очень маленькие. Ну и чему вообще они могут нас научить? Но, оказывается, у ребят богатый внутренний мир. Мои ученики настолько яркие и интересные, что я очень ими горжусь.
Воспитывая учеников, вы, вероятно, стремитесь к какому-то результату. Какими должны стать ваши ученики?
Н. Ю. Пьянова: Конечно, я могу сказать, что ученики должны овладеть знаниями. Но для меня это не самое главное. Ученик – Человек с большой буквы, это человек, предрасположенный к состраданию, милосердию, потому что среда, в которой он учится, способствует этому. Самое важное – быть людьми.
М. В. Лазаренко: Хотелось бы добавить, что в условиях инновационного современного образования назначение учителя – помочь родиться мысли ученика.
Ваши ученики знают, что вы участвуете в конкурсе? Как они вас поддерживают?
Е. В. Швецова: Мои ученики очень переживали, боялись, что я останусь с детьми, у которых буду вести эти уроки. Мы даже поклялись на мизинчиках, что я обязательно вернусь. Ребята из шестого класса поддержали меня, написав письмо.
На вопросы юных журналистов после церемонии открытия конкурса ответил и Ю. И. Цкипури.
Что вы ждёте от конкурса?
– Ожидания самые светлые, потому что это конкурс друзей и коллег. Нет побеждённых, есть победители. Для Тулы это большое событие.
Изменится ли после этого отношение учителей к своей работе?
– Мы хотим, чтобы всё менялось в лучшую сторону. Учителя Тульской области славятся большим профессионализмом, умением работать с детьми, любовью к призванию и Родине. Также я считаю, что учителя будут расти в своём мастерстве. Это будет лучший эффект от данного конкурса.
Что самое главное, чему должен учить педагог?
– Конечно, это добро. Учитель – это человек добра. Если человек в душе добрый, то он обладает и порядочностью, и любовью к Родине, и всем, чем должен обладать настоящий человек.
Начальник управления образования администрации г. Тулы Т. В. Золотова поделилась своими мыслями о конкурсе: «Для нас это почётное событие. Значимость этого конкурса настолько велика, что все учителя приравнивают его к своему профессиональному празднику. Так что принимать такой конкурс, организованный министерством образования Тульской области, очень почётно. Оценку конкурсу дадут другие люди, например конкурсанты, гости, жюри, но мы делаем всё для того, чтобы нашим гостям было интересно».
Второй день конкурса и первый день конкурсных испытаний начался с открытых уроков. Мы будто бы оказались на съёмочной площадке нашего фильма. Здесь создавались отдельные эпизоды – уроки учителей. Как и на любой съёмочной площадке, у учителей был свой сценарий – план урока, которому они следовали. Однако второго дубля быть не могло – цена малейшей ошибки очень велика.
Накануне и перед началом открытых уроков у всех участников конкурса были разные эмоции. На урок основ светской этики к Н. А. Павловой 4 "Б" шёл как на праздник, настроение у ребят было радостным. Сама же учительница говорит: «Волнение было вчера. Но сегодня с утра мне очень помог психологический тренинг, который проводили специально для учителей. Мы выдохнули все тревоги и переживания».
Таинство открытых уроков происходило за закрытыми дверями, ничего не должно было отвлекать от занятий.
А. Ю. Володин, учитель истории и права:
– Мне как гуманитарию приходится бороться с собой, потому что урок постоянно стараюсь перенасытить. И здесь вопрос не во времени даже, что урок в данном случае сокращённый, а дело в том, что стараешься детям больше дать знаний и охватить большие горизонты в учебном плане.
«Первоначально я просто тряслась от страха от того, что Андрей Юрьевич будет спрашивать нас и будут очень сложные вопросы, – признаётся ученица 5 "В" класса после урока истории у Андрея Юрьевича. – Он нас воодушевил! Рассказывал про Грецию! Были конкурсы. Мы на две команды разделились, отвечали на вопросы.
Ученики 3 "А" класса об уроке Е. А. Журютиной, учителя начальных классов:
– Урок был посвящён флоре и фауне Байкала. В начале урока нам подарили чай, привезённый с Байкала. Мы узнали об экологических проблемах озера и выучили новые виды рыб. Нам даже захотелось съездить на Байкал и увидеть его своими глазами!
Ученики 5 "Б" класса об уроке ОБЖ С. Б. Ильичёва:
– Мы сидели командами. Они назывались «санитарные дружины», и за выполненные задания нам давали баллы. Мы научились останавливать кровотечение. А оценки за урок пошли в журнал!
– Всё прошло, я думаю, на очень достойном, профессиональном уровне, и это не только моя заслуга, но и учеников гимназии №20, которым я очень благодарна, – восхищённо говорит М. В. Лазаренко.
Среди учеников гимназии не было таких, кто остался бы равнодушным к проведённым урокам. Почти единогласно о каждом конкурсанте ребята заявляли: «Мы бы хотели такого учителя!»
Во второй половине дня участников пригласили в актовый зал ЦО №20 на методический семинар. Конкурсанты рассказали о патриотическом воспитании и приёме «речевого калейдоскопа», методе кейсов и театральной педагогике. По итогам конкурсного дня из 14 участников во второй тур прошли 10 учителей.
21 апреля в актовом зале ЦО №20 состоялся II очный тур конкурс. Первое испытание носило название «Мастер-класс». Мы будто оказались в кинозале на просмотре десяти интригующих трейлеров фильмов о тайнах педагогики. Педагоги показывали своё мастерство в организации игр на сплочение коллектива и создании буктрейлеров – рекламных роликов о прочитанных книгах, знакомстве с миром вероятности путём эксперимента, туристических походах.
Мастер-класс Н. А. Павловой никого не оставил равнодушным. Своё выступление она начала с загадки: «Куда делись мечты?» По словам Натальи Алексеевны, мечты имеют свойство сбываться в Венёве, где царит единство природы, песни и танца. Кусочек родной земли, а точнее, маленькую копию дерева возле источника «12 ключей», у которого принято загадывать желание, учитель привезла с собой, чтобы члены жюри смогли завязать ленточку и загадать желание.
Вторым испытанием третьего дня был «Педагогический совет». Первой пятёрке участников был предложен вопрос о проектной деятельности. Мнения конкурсантов разделились: одни считали, что проект – это самостоятельная деятельность ученика, другие – что ребёнку надо помогать, пока у него не сформируется опыт выполнения таких заданий. Педагоги сошлись в одном, что проектную деятельность следует отнести к внеурочной, а выбирать тему проекта надо, исходя из интересов ученика.
Вторая группа высказывала мысли об организации образовательного пространства с учётом потребностей не только детей-инвалидов, но и одарённых учащихся.
– Многие считают, что если ребёнок одарённый – ему помогать не надо. Но это не так. Как показывает статистика, 30% детей, которые показывали высокие результаты в начальной школе, к 11 классу перестают отличаться от остальных, если не развивать их способности. А с детьми-инвалидами работать очень трудно. В нашей школе есть девочка-инвалид, которая на протяжении трёх лет участвует в конкурсе «Шаг навстречу», ездит в Петербург, занимается бисероплетением, – рассказала Н. Ю. Пьянова.
– Наша общая задача – убрать негативное отношение к нетипичным людям, – считает преподаватель-организатор ОБЖ Сергей Борисович Ильичёв.
По итогам второго конкурсного дня в финальный тур вышли Майя Валерьевна Лазаренко, Сергей Борисович Ильичев, Наталья Юрьевна Пьянова, Наталья Алексеевна Павлова и Софья Сергеевна Кольцова.
Третий тур состоялся 22 апреля в Центре культуры и досуга на ул. Металлургов, 22. Конкурсанты представили свои педагогические проекты и приняли участие в обсуждении образовательной политики.
Два часа томительного ожидания результатов работы жюри – и наконец стали известны имена победителей. Третье место заняла Софья Сергеевна Кольцова из центра образования №23 г. Тулы, второе – Наталья Юрьевна Пьянова из лицея имени И. И. Федунца г. Узловая, а на первом оказалась учитель биологии и химии болоховской школы №2 Майя Валерьевна Лазаренко.
Наш корреспондент взял интервью у победительницы:
– Майя Валерьевна, поздравляем с победой в конкурсе! Что Вы сейчас испытываете?
– Эмоции меня переполняют! Мне жалко, что этот конкурс закончился. Было очень тяжело, но мне бы хотелось ещё и ещё пробовать свои силы. Конечно, я хочу поблагодарить организаторов конкурса, всех людей, которые меня поддерживали, моих учителей, жюри за объективные оценки – когда проходишь через конкурс, это очень важно. Всем большое спасибо!
– Какие испытания были для Вас самыми трудными на конкурсе?
– Самым трудным для меня, наверное, был методический семинар. Потому что мастер-класс – это творческое испытание, очень интересное, где можно проявить все свои таланты, проект – это то, над чем я работала длительное время, поэтому мне нужно было только его представить. Урок? Учителя каждый день проводят по шесть-семь уроков, и поэтому это тоже в порядке вещей, а вот на методический семинар, к сожалению, осталось мало времени для подготовки, потому что испытаний было так много. Но самым важным этапом для меня стали даже не выходы на сцену, а подготовка. Это действительно преодоление. Перебороть себя, прыгнуть и каждый день сквозь усталость брать планку выше и выше... Лёгких испытаний не было. Все испытания пришлось пережить, проникнуться, но, с другой стороны, было приятно познакомиться с опытом коллег. Наверное, что-то из их опыта я перейму, возьму в свою практическую деятельность.
– Как Вы справлялись с нервным напряжением?
– Вы знаете, это как бегун, который бежит на длинную дистанцию. Кажется, что все силы закончились, но он говорит: «Нет, сдаваться ни в коем случае нельзя!» Собираешься и продолжаешь бежать дальше, а через некоторое время открывается второе дыхание, и всё становится прекрасно.
– Победа стоит всех трудностей, бессонных ночей, волнений, которые Вы пережили?
– Однозначно! Но самое важное даже не результат, не итог, а процесс: эта дружба, которая нас связала, положительные эмоции, которыми мы друг друга заряжали. Самое главное – путь, который мы прошли в течение этих четырёх дней.
– Как Вы думаете, каков секрет Вашего успеха?
– Как говорится в русской пословице: «Терпение и труд всё перетрут». Нужно обязательно верить в свою звезду и идти за ней!
Детский пресс-центр регионального этапа конкурса «Учитель года – 2016»: Анищенко Д., Ануфриева Д., Карташова А., Кувшинова М., Кувшинчикова К., Маркова К., Попова Л., Романова Е., Самочкина А., Сметанова А., Терентьева Д., Хромова С., Фокина Г., Ярковская Ю.
Фото: К. Маркова, А. Воробьёва, Л. Попова.