Автор этого материала - Юлия Ярковская:
Юлия Ярковская
Еще с детства я мечтала изучать космос. Загадочность звёзд, туманность галактик - мне всегда хотелось приоткрыть завесу их тайн. С одной стороны, человечество уже многое узнало о космосе, а с другой, мы знаем лишь мизерную часть того, что на самом деле происходит во вселенной.
На конференции «Россия и космическое мышление» в Городском центре развития и научно-технического творчества детей и юношества мне посчастливилось познакомиться с космонавтом Сергеем Викторовичем Залетиным. Он дважды — в 2000 и 2002 году — совершил космический полет, выходил в открытый космос, провел на околоземной орбите более 83 суток. Мы договорились о большом интервью накануне 55 годовщины первого полета человека в космос. И вот прохладным мартовским днем мы встретились у стен тульского кремля.
Сергей Викторович, вы долго готовились к полету в космос, или это случилось внезапно?
Дорога в космос внезапной быть не может. Подготовка идет поэтапно, тем более, что я с 17 лет поступил в летное училище. Пролетал на разных типах самолётов, в том числе в качестве летчика, где-то лет 12, только потом я поступил в отряд космонавтов. Поэтому тут всё поэтапно. В космос дорога — это дорога не случайная, это дорога целенаправленная.
А в детстве вы любили подвижные игры, или вам больше нравились интеллектуальные занятия?
Наверное, всё вместе во мне сочеталось: и желание поиграть в шахматы, и желание на турнике подтянуться, повисеть вниз головой. Так что ребяческие забавы имели самый широкий спектр. Помню, в первом классе мой товарищ (папа у него был шахматистом) научил меня играть в шахматы, и вот с тех пар моя любовь к шахматам не ослабевает. Я даже сейчас периодически со своими друзьями играю.
Сколько понадобилось времени, чтобы морально подготовиться к полету?
Моральная подготовка к космическому полету начинается с момента поступления в отряд космонавтов. Здесь ты уже начинаешь готовиться физически и начинаешь морально себя настраивать на этот поступок, смотря на своих старших товарищей. Потому что, когда ты поступаешь в отряд космонавтов, есть желание, но такой жесткой внутренней уверенности, что ты сможешь все преодолеть, сдать все экзамены, пройти через все тренировки — нет. Но смотря на своих старших коллег, слушая их рассказы о космосе, ты постепенно начинаешь приобретать уверенность в себе.
Чего или кого больше всего не хватало в космосе?
В космосе некогда задумываться над такими вопросами, потому что там рабочий день расписан жестко, все 24 часа, но когда все-таки выдавались свободные минуты, конечно, больше времени стараешься уделить семье: позвонить, посмотреть на Землю, сделать какие-то операции, которые ты не успел доделать за предыдущий день. Это своя специфичная жизнь — космическая.
Были ли конфликтные ситуации между членами экипажа?
Однозначно сказать нельзя, потому что ты живешь в замкнутом пространстве и от этих вещей никто не застрахован. Мне просто везло с экипажами. В первом полете бортинженер Саша Каверин был опытным товарищем, имел уже два полета за спиной. Надо просто грамотно подходить, не доводить до таких ситуаций, когда нужно принимать однозначное решение и включать командирскую волю.
Случается ли смена настроений в космосе?
Таких моментов быть не должно, потому что ты целенаправленно заряжаешься на будущий полет и эти вещи недопустимы. Если кто-то себе это позволит, то он просто-напросто на Земле не сможет пройти целый ряд тестов, экзаменов. В настроении космонавта это практически исключается: слабинку себе дашь, и все: ты не боец.
Есть ли вещи, которые на Земле запрещено разглашать, например, тайна, оставшаяся между вами и экипажем?
Может, у кого-то что-то и было, но в моих экспедициях такого не было.
Вы посоветуете нынешним детям стать космонавтами, или же деньги, которые сейчас уходят на нужды космонавтики, лучше потратить на Земле?
Если посмотреть бюджет пилотируемой космонавтики в сравнении с бюджетом страны, то это десятая доля процента, то есть это вообще вопрос, который в плане финансирования не стоит даже рассматривать. Для детей я могу посоветовать только одно: если вы в будущем все-таки дорастете до мысли посвятить себя космосу, то нужно начинать со школьной скамьи, потому что насколько ты разовьешь себя в школе, настолько легче тебе в будущем. Если ты учился в школе на тройки, то дорога в космос тебе заказана, ибо тот объем знаний, который ты должен освоить, просто несоизмерим с уровнем развития троечника. Поэтому нужно учиться хорошо, развивать себя интеллектуально, развивать себя опять же физически, потому что космос требует очень хорошей физической подготовки, потому что та же самая перегрузка и невесомость — две несовместимые вещи, которые должны уживаться в одном человеке. Поэтому не иметь вредных привычек, заниматься физкультурой и спортом и хорошо учиться — это главная задача для школьников на период их школьного взросления.
Как вы относитесь к тому, что в школах не изучают астрономию как полноценный предмет?
Вы знаете, для меня в какой-то мере это больной вопрос. Да, сегодняшний курс астрономии по сравнению с курсом, который был у нас в школе, это, наверное, один к десяти. Тем более, что сейчас подраздел астрономии — это часть физики, я считаю, что это неправильно. Те задачи, которые решает цивилизация на Земле, очень важны, но мы должны помнить, что все зависим от глобального космоса, и непонимание и незнание может привести к каким-то непоправимым ошибкам, которые могут случиться с человечеством в будущем.
Человек летит в космос. Меняется ли его отношение к жизни, к дружбе, любви, другим сильным чувствам? Поменялось ли что-то в вас самом?
Отношение, безусловно, не меняется, потому что как были в тебе заложены с детства-юношества вопросы, связанные с дружбой, с отношением между мужчиной и женщиной, они так и остаются, разумеется, но глобально ты несколько по-иному начинаешь мыслить, особенно когда ты живешь в космосе. Потому что Земля находится в пятистах километрах от тебя, и, смотря в иллюминатор на Землю, ты действительно понимаешь, что Земля — это маленький бело-голубой шар, и это всего-навсего планета, на которой мы с вами живем. Начинаешь задумываться над этими вопросами. Но когда ты возвращаешься на землю, наши земные вопросы опять начинают доминировать. Но твое мировоззрение, конечно, меняется: ты становишься уже человеком, который видел Землю со стороны, и отношение и к Земле, и частично к тем вопросам, которые сейчас насущны на Земле, тоже рассматривается с другого ракурса, и контекст осмысления этих вопросов несколько иной, чем у обыкновенного человека, который всю свою жизнь провел на Земле.
Я поблагодарила Сергея Викторовича, мы попрощались, но после этого разговора космос для меня как будто стал немного ближе.