Министр образования правительства Тульской области Оксана Александровна Осташко рассказала об изменениях в проведении Единого госэкзамена в 2015 году, почему ещё есть вторая смена и как найти взаимопонимание с учителями.
Оксана Осташко,
министр образования Тульской области.
«Ду ю спик инглиш?»
Основное нововведение ЕГЭ-2015 – введение «говорения» по иностранным языкам и разделение математики на базовый и профильный уровни. Если ученик сдаёт только письменно иностранный язык, максимальное количество баллов, которое он может набрать, – 80. Если сдаёт ещё и говорение, то имеет возможность набрать дополнительно 20 баллов.
Экзамен по математике также разделён на два уровня – базовый и профильный. Более 5000 учащихся уже выбрали профильный уровень и более 3000 – и базовый, и профильный. Уровни отличаются системой оценок и тем, для чего будет использован результат экзамена. Если математика нужна выпускнику для поступления в вуз, то обязательно надо сдавать профильный уровень. Максимальное количество баллов – 100, в задании две части разной сложности задач. Базовый уровень оценивается по 5-балльной системе и нужен для получения аттестата, где математика будет обозначена как «сдал-не сдал». Для сдачи базового уровня будет один блок из 20 заданий.
– Я посмотрела демоверсии заданий по математике и не могу сказать, что базовый уровень намного проще и легче профильного, – пояснила Оксана Александровна.
3 декабря 2014 года в штатном режиме выпускники писали сочинение (изложение). Не справились с этим заданием 1,8% учащихся. 4 февраля была ещё одна попытка: 178 человек, те, которые не справились или не писали работу по уважительным причинам, повторно писали сочинение-изложение. Последняя попытка написать сочинение будет 6 мая. Сочинение оценивается по принципу «зачёт-незачёт». Зачёт означает допуск к ЕГЭ по русскому языку.
– При желании выпускник может использовать итоги сочинения при поступлении в вуз, – говорит министр. – Но надо понимать, что работу будут проверять ещё раз уже сотрудники приёмной комиссии вуза.
До 1 марта продлён срок подачи заявления о сдаче экзаменов.
По словам министра, в этом году в Тульской области будут сдавать ЕГЭ 6542 учащихся, из них 146 – учащиеся учреждений среднего профессионального образования и 47 – выпускники прошлых лет. Уже зарегистрированы на сдачу обществознания более 4000 учеников. Более 1700 детей выбрали физику и по 1300 предпочли историю и биологию.
– В 2014 году на экзамене по русскому языку набрали от 80 до 100 баллов 1002 человека, из них 25 получили 100 баллов, – говорит Оксана Осташко. – По математике успехи были скромнее, 111 и 1 соответственно. Не сдавших русский язык было 9 человек из 6,5 тысяч сдававших. А математику не написали 48. Психологи и педагоги сейчас проводят массированную психологическую работу, чтобы снять у родителей и выпускников страх перед ЕГЭ. Да, это серьёзное испытание, но ведь дети очень серьёзно и планомерно к нему готовятся, они понимают, что это понятная и объективная оценка их труда.
Хочу успокоить всех выпускников и их родителей – если мы с вами ответственно относились к учёбе, хорошо готовились к экзамену, то никаких сбоев на самом экзамене быть не должно. Обращаюсь к педагогам – не стесняйтесь и не скупитесь на слова поддержки в адрес детей и их родителей. Они, как показывает практика, волнуются даже больше самих выпускников.
Вас снимает скрытая камера
На территории области ЕГЭ будет проводиться в 57 пунктах приёма экзаменов. Подготовлены 655 аудиторий, из всех будет идти онлайн-трансляция сдачи ЕГЭ. То есть в любой момент времени наблюдатели регионального и федерального уровня, аккредитованные Рособрнадзором РФ, смогут посмотреть, как проходит экзамен в той или иной аудитории.
– В прошлом году у нас было 7 удалений с экзаменов – 5 в основной волне и 2 в дополнительное время, – говорит Оксана Осташко. – Результаты ЕГЭ этих учеников были аннулированы, на родителей наложены штрафы в 3 тыс. руб. за нарушение процедуры. Конечно, пугать детей камерами и удалениями не надо. Все взрослые люди – и родители, и ученики, и учителя. И должны понимать всю ответственность за нарушение правил проведения экзамена.
Образовательный комплекс – будущее тульских школ
Первый большой образовательный комплекс был создан в Туле в прошлом году. В единое целое объединили лицей №4, гимназию №2 и четыре дошкольные организации. Создание образовательных центров и комплексов решает много организационных вопросов. Во-первых, грамотный и логичный учёт обучающихся детей, проживающих в районе. Во-вторых, повышение управляемости контингента – и педагогического, и обучающегося. Для примера – в таких образовательных центрах гораздо проще создавать и комплектовать профильные классы. В-третьих, преемственность в образовании – и между коллективами, когда ребёнок переходит с дошкольного уровня в начальную школу, и между образовательными программами. В-четвёртых, это комплексное использование электронных и прочих образовательных ресурсов. Ведь не секрет, что школы обеспечены гораздо лучше, чем дошкольные учреждения. Ну и конечно, важное для учителей и директоров уменьшение документооборота.
– В регионе 30 образовательных учреждений, где дети учатся в две смены, – говорит министр. – В основном эта проблема высокоэффективных лицеев и гимназий. На их образовательные услуги очень высокий спрос. Вторая смена есть и в школах, которые расположены в приспособленных зданиях. И эту проблему возможно разрешить, создавая образовательные комплексы.
Вторая смена – вынужденное решение
Третьеклассники учатся во вторую смену. В субботу у них всего три урока, причём неосновные. Можно ли отказаться от шестидневки хотя бы в отдельно взятой школе? Вторая смена начинается каждый день в разное время, детям трудно выстроить режим дня, посещать секции и кружки. Как сделать единое время начала занятий? – эти вопросы родители прислали в редакцию газеты.
– Скорее всего, речь идёт о тульском лицее или гимназии. Мы знаем, что переполнены школа №4 на ул. Ленина и гимназия №1 в Пролетарском районе. Они очень популярны и востребованны. И скорее всего, дети учатся в этих школах не потому, что живут рядом, а по желанию родителей, – говорит министр образования. – Когда идёт комплектование классов в лицеях или гимназиях, директора всегда предупреждают родителей – будут сложности с расписанием, потому что не хватает помещений. По требованиям Государственного образовательного стандарта школа обязана предоставить 10 часов дополнительного образования.
Какие есть пути решения этой проблемы? Не комплектовать классы в таких востребованных учебных заведениях, если не хватает помещений для занятий в одну смену. Такое решение не поддерживают сами родители. Организовать учебный процесс в две смены 6 дней в неделю. Или создавать образовательные комплексы, объединяя высоковостребованные школы с дефицитом помещений и обычные районные, где есть недоукомлпектованность.
– Очень часто родители задают вопросы, связанные со школой, не представляясь и не называя школу, опасаясь навредить своему ребёнку, – говорит Оксана Осташко. – Я считаю, зря родители закрываются от директора, управления образования и министерства. Мы открыты к общению. И в открытом диалоге намного проще решить любой вопрос. И вот какие вопросы задали министру читатели «Слободы».
Про булочку, лыжи и оскорбление
Ребёнок учится в тульской гимназии. В столовой объявили, что просто стакан чая купить нельзя – только с булочкой. Имеют ли на это право?
– Не имеют. Мы проведём работу с поставщиком услуги (в школе питание обеспечивается на аутсорсинге, своего пищеблока для приготовления пищи нет).
В гимназии №1 Щёкино нет помещения для хранения лыж. Дети ходят с ними по классам, а физкультура 3 раза в неделю. Есть какой-нибудь выход?
– Возможно, был прецедент – у кого-то сломали лыжи или потеряли. Безусловно, носить лыжи с собой по кабинетам и неудобно, и нарушение норм СанПиНа. Поговорим с директором, думаю, найдётся помещение для хранения лыж.
Что делать, если учитель обзывает? Например, говорит «идиот, дурак, на тебя такого ни одна девочка не посмотрит».
– Обязательно сообщить директору или завучу школы – в зависимости от того, кому дети больше доверяют. Психологический климат в педколлективе, в каждом классе – это зона ответственности директора. Если есть школьный психолог, можно поговорить и с ним. Однозначно это нельзя скрывать и терпеть! Официально заявляю – ни один учитель не имеет права так разговаривать с ребёнком. Если такой случай выявлен, мы принимаем административные меры.
Если подростки боятся по каким-либо причинам обратиться к директору, есть электронная почта министерства образования. Но обязательно надо сообщить и фамилию учителя, и фамилию ученика.
Курсы гениев – за и против
В Туле много различных развивающих курсов для детей начиная с года «Воспитываем гения» и проч. Это частные заведения. Кто контролирует программы, по которым «воспитывают гениев»? Как Вы относитесь к таким курсам?
– В Тульской области 9 дошкольных образовательных организаций получают субсидии из бюджета региона и имеют лицензию на ведение такой деятельности: это частные или ведомственные детские сады. Ещё 21 предприниматель получил субсидии от комитета по поддержке предпринимательства на организацию бизнеса по оказанию услуг «присмотр и уход за детьми» и «дополнительное развитие детей». Лицензии на образовательную деятельность эти организации не имеют. Контроль за их деятельностью осуществляет Госпожнадзор, Роспотребнадзор и налоговая инспекция. Обычно развивающие курсы предлагают индивидуальные программы развития, не имеющие отношения к государственным образовательным программам.
Обращаю внимание родителей – максимально внимательно читайте договор, который вы заключаете с организацией или частным предпринимателем. Что записано в разделе «ответственность сторон» для родителей и поставщика услуг? В каких условиях будет заниматься ваш ребёнок? Договор – основной документ при возникновении споров, на который вы сможете ссылаться.
Даёшь гимн в школы!
– В Минобрнауки поддержали инициативу калужских властей о ежедневном исполнении школьниками российского гимна перед первым уроком. Тульские власти пока с такой инициативой не выступали, - отметила Оксана Осташко. - Расскажу историю про своего сынишку. В прошлом году мы всей семьёй смотрели открытие Олимпиады в Сочи. Когда заиграли гимн России, сын-первоклассник встал и начал подпевать. Я была очень удивлена – он знал все слова и пел с удовольствием. Отношение взрослых к таким инициативам и отношение детей может быть разным. Многие наши дети знают гимн и с удовольствием поют его на торжественных линейках.
Уроки трезвости
Российская Общественная палата выступила с предложением ввести в начальной школе уроки трезвости, в рамках курса ОБЖ рассказывать детям о вреде алкоголя. Оксана Осташко эту инициативу поддерживает:
– Мы же учим своих детей чистить зубы, мыть руки перед едой, заниматься спортом. Мы объясняем им, зачем это надо, – чтобы расти крепкими и здоровыми. То же самое и с уроками трезвости. Детям нужно объяснять, что алкогольная зависимость – тяжёлое заболевание, которое практически неизлечимо. Надо формировать у ребёнка любого возраста психологическую защиту от всевозможных опасных соблазнов. Ребёнок должен быть психологически устойчив и уметь уверенно сказать НЕТ алкоголю, спайсам, курению.