Вчера тульские СМИ поведали жителям области о рекордно выросшей нагрузке на чиновников областного правительства. Не удивлюсь, если речь министра труда и социальной защиты региона Андрея Филиппова на заседаниях комитетов Тульской областной Думы вызвала слезы жалости у впечатлительных туляков.
Да и как не впечатлиться от сравнений, которыми ловко оперировал г-н Филиппов, к слову, более 6 лет самоотверженно вкалывающий на тяжелейшем министерском посту:
«За десять лет… общая численность гражданских служащих сократилась на 30 процентов… По показателю численности государственных служащих органов исполнительной власти по соотношению с численностью населения в Тульской области доля гражданских служащих по сравнению с Российской Федерацией и Центральным федеральным округом минимальна. Например, в Калужской и Липецкой областях она в 2,2 раза выше, а в Москве выше в 3 раза. Таким образом, нагрузка на одного служащего в Тульской области существенно выше, чем в других субъектах Федерации.»
Областной министр, конечно, немного с цифрами напутал, но по сути-то наверняка прав?
Ведь про существенные сокращения чиновников докладывали и при предыдущем губернаторе, и при нынешнем, местные СМИ тоже нередко писали про сокращения…
Правда, обходили при этом одну «мелочь»: говорили не о сокращении общей численности сотрудников правительства, а лишь о сокращении тех сотрудников, которые являлись госслужащими.
Не секрет, что в областных органах исполнительной власти работают не только госслужащие, но и негосслужащие. Поэтому гораздо важнее для граждан и бюджета сокращение общей численности сотрудников областного правительства, а не исключительно госслужащих. Иначе можно искусственно уменьшать число госслужащих, параллельно увеличивая численность негосслужащих. Кстати, за последние 10 лет численность негосслужащих, работающих в областном правительстве, увеличилась более чем в 2 раза.
Как же менялась численность сотрудников областного правительства в последние годы?
Оказывается, за последние 10 лет она практически непрерывно росла согласно официальным данным Росстата «Численность работников в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации на 10 тысяч человек постоянного населения»:
Показатель за 2021 год пока отсутствует, но этот показатель несомненно будет выше, чем за 2020 год, учитывая продолжающееся вымирание населения области и рост числа госслужащих в 2021 году по сравнению с 2020 годом более чем на 5%.
Таким образом, несмотря на утверждения областной власти о сокращении числа госслужащих на 30%, численность сотрудников правительства Тульской области (на 10 тысяч человек постоянного населения) значительно выросла.
Интересно, что к регионам с более низкой, чем в Тульской области, численностью работников в органах исполнительной власти субъекта РФ (на 10 тысяч человек постоянного населения) относится и Липецкая область с показателем 8,0 за 2020 год. В Тульской области в 2020 году согласно данным Росстата этот показатель составил 8,4, т.е. на 5% больше.
Хотя, по словам министра Филиппова, в Липецкой области численность госслужащих органов исполнительной власти (в пересчете на одинаковое число граждан) в 2,2 раза выше.
Что же касается сделанного областным министром сравнения с Москвой, то вероятно не умышленно, а по незнанию министр Филиппов не учел специфику города - субъекта Федерации. То, что в Тульской области выполняют работники муниципальных органов власти, В Москве делают в основном работники органов исполнительной власти субъекта РФ. На гигантский город число работников муниципальных органов значительно меньше, чем в нашей области.
Поэтому для корректного сравнения с Москвой следует брать суммарную численность работников муниципальных органов (местных администраций) и работников органов исполнительной власти субъекта РФ. В пересчете на одинаковую численность населения таких работников в Москве примерно в 2 раза меньше, чем в Тульской области.
Следовательно, нелепо даже предполагать, что нагрузка на сотрудников тульского правительства выше, чем в Москве или в Липецкой области.