МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ

20 ноября исполнилось 90 лет со дня рождения великой русской балерины Майи Плисецкой
 

Какие же мы счастливые - у нас была и есть Майя Плисецкая! Гениальная балерина, королева сцены, уникальная личность, блистательная женщина.

Плисецкая - Женщина , Мастер , которым нельзя не восторгаться . Я впервые увидела ее  , я не могла оторваться от телевизора .  И я впервые е увидела в " Лебедином Озере " , по телевизору. Плисецкая танцевала Черного Лебедя , а Уланова - Белого Лебедя , Вы представляете уровень спектакля . Я Смотрела не дыша , Такое великое искусство понятно всем , даже детям.  Потрясающие впечатления помню до сих пор...
Майя Плисецкая 47 лет выходила на сцену Большого театра.

Она стала великим свидетелем триумфов и бедствий, которыми уснастил ей путь Двадцатый век, одержимый прекрасными мечтами и чудовищными приступами ненависти..

Фото, подаренное Майей Плисецкой музею в русском шахтерском поселке Баренцбург на Шпицбергене.  / Родина
Фото, подаренное Майей Плисецкой музею в русском шахтерском поселке Баренцбург на Шпицбергене. 

Родилась - на перекрестке Реальности и... Искусства (скажем так для краткости, хотя прятались там и Гармония, и Мечта, и Традиция).

Реальность предъявлена в судьбе отца, Михаила Плисецкого, крупного советского хозяйственника. Искусство прирождается со стороны матери, Рахили Мессерер, актрисы немого кино.

У эпохи, однако, свое кино: отца назначают генконсулом, начальником угольных рудников в Арктической сфере. И детство Майи проходит на острове Шпицберген, откуда ее ощущение мировых просторов. 

Но затем власть ставит отца к стенке, перед тем протащив через ГУЛАГ. И упекает за решетку мать - двенадцатилетняя девочка становится дочерью "врага народа" и сиротой.



Искусство спасло: Суламифь Мессерер, сестра репрессированной Рахили, взяла племянницу на воспитание и... дальше начинаются чудеса непредсказуемой эпохи: солистка балета, она устроила ее студенткой в Московское хореографические училище. 



В разгар войны вместо смертельных колдобин лагерной зоны - сценический паркет!
После чего вступает в дело уже природная (наследственная) одаренность: выпускница училища принята солисткой в Большой театр и стремительно становится там ведущей балериной...



Звание Заслуженной артистки РСФСР получено в 1951 году, то есть в разгар сталинской диктатуры. 
Звание Народной артистки республики - в 1956м, то есть в разгар хрущевских антисталинских разоблачений. 
Еще через три года - Народная артистка СССР. Эпоха безумствует, а талант ведет вверх и вперед!
 



Вверх и вперед - значит к планетарной славе. Но не только персональной. 

По мере того как великую танцовщицу узнавали и признавали в мире, слава ее в сознании зрителей проецировалась на советскую культуру, на советскую державу.



И это хорошо понимали функционеры таких разных эпох, осыпавшие ее званиями и наградами...



Вот такая слава и остается в памяти людей. 


Она перелетает границы, когда-то запертые на замок. "Термы Каракалло" - Рим. "Театро лирико-националь" - Мадрид. "Гибель Розы" - Марсель, "Балет ХХ века" - Брюссель, "Федра" - Нанси, "Одеон" - Париж, "Эль Ренидеро" - Буэнос-Айрес...

Может показаться, что эта тяга за рубеж - от обиды на Россию за давнее сиротство.


Но нет! Не это вело великую танцовщицу по зарубежным сценам, а врожденное, наследственное ощущение мирового масштаба культуры. 

Знаменитую балерину охотно снимали в кино: стоило ей, ведя на поводу пару дорогущих псов, пройтись по "фону", - экран озарялся ощущением изящества, благородства, достоинства.





Дени Ганьо, премьер Марсельского балета Ролана Пети (1974-1985)

- Мой трепет отступал перед ее спокойствием: 
ее беззаботная легкость передавалась партнеру. 

Случалось, она забывала хореографический текст и начинала импровизировать. Мне оставалось только следовать за ней, и это было так увлекательно! 
Она все понимала и все чувствовала без слов...
 

Сергей Радченко, солист Большого театра (1964-1987)

- Очень умная женщина и очень остроумная 
- не дай бог ей попасться на язык.

У нас с начала репетиции хохот стоял: она как начнет рассказывать истории из балетной жизни, насытит нас ими, а потом говорит: "Ну, пойдем работать!" А уж четверть репетиции пролетело. Но нам оставшегося времени хватало с лихвой. Это одна из ее гениальностей - умение работать с людьми.
 
Виктор Барыкин, премьер Большого театра (1974-1991)

- Она обожала на сцене что-то выкинуть, даже схулиганить, 
поставить в тупик. Надо было очень быстро реагировать...

Так ведет себя только счастливый человек. 
Только одаренный человек, чувствующий, 
для чего он одарен небом.

Надежда

 

Автор: LediOven, 21 ноября 2015, в 21:47 +7
С Днём Рождения, mzed220!
С Днём Рождения, mzed220!
Скрытые патрули. Новая борьба или ... ?
Скрытые патрули. Новая борьба или ... ?