Артистов гнали со всех площадок города, дирижеру во время выступления в спину бросали окурки, но они продолжали делать свое дело. Потому что мир спасут добро и красота, а не хамство и жлобство, которых хватает всегда, к сожалению. В этом декабре Тульский государственный хор отмечает свой 75-летний юбилей.
Безотказный коллектив
Прежде чем хор возглавил Иосиф Михайловский, в его менее чем десятилетней истории было два художественных руководителя. В декабре 1943 года первый в истории Тульской филармонии музыкальный коллектив организовывал из артистов художественный самодеятельности Сергей Степанов. Вначале это был просто хор, почти сразу к нему присоединили и танцевальную группу, поэтому на первых афишах коллектив именовался ансамблем русской народной песни и пляски.
Время было понятно какое, поэтому от артистов прежде всего ждали шефских концертов в госпиталях, воинских частях и на заводах. Понимая свою миссию, артисты как могли поддерживали боевой дух людей в тылу, давая концерт за концертом. Позже за заслуги в деле культурного обслуживания воинов Советской армии все участники коллектива были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».
Тула, 1934 год. Владимир Успенский в радиокомитете.
С 1944 года коллективом руководил «прекрасный человек, тонкий художник» Владимир Успенский. При нем в 1947 году состоялся и переход в новый ранг на основании распоряжения Совета министров СССР — музыкального коллектива второй группы. Сейчас уже трудно оценить, какие именно преференции давала эта самая вторая группа, но очевидно, что участники коллектива выигрывали в зарплате и в статусе — теперь они могли репетировать как настоящий профессиональный ансамбль.
Существенно расширился и репертуар. Вот, например, какие произведения исполнял хор на своем творческом вечере 9 июля 1947 года в тульском Дворце пионеров: «Песня о Сталине» А. Хачатуряна, «Песня о Матросове» В. Соловьева-Седого, фрагменты из кантаты «Киров с нами» Н. Мясковского (исполнялась хором первый раз), «Поражение Сеннахериба» М. Мусоргского, вакхическая песня «Что смолкнул веселия глас» П. Чайковского, чешская народная песня «Вот сказали, что я умер», «Ваня-сиротинка» — народная песня, записанная в селе Михалково Тульской области, вальс И. Штрауса «Как жизнь хороша» и др.
В 1949 году — новый успех. Впервые хор приехал в Москву с отчетным концертом, его выступления оценивали строгие столичные критики. По окончании гастролей тульскому коллективу был присвоен статус «Государственный».
Но сам Успенский об этом не успел узнать — он умер в день последнего концерта, отдирижировав его полностью.
Успел выслушать выступления, в которых говорили о высоком профессионализме артистов, самобытности коллектива, потом взял слово сам, поблагодарил всех за высокую оценку его труда. И скончался прямо в зале — не выдержало сердце. Умер он сравнительно молодым — в 47 лет. Хоронили Владимира Семёновича всем городом — от музыкального училища до Всехсвятского кладбища гроб несли на руках.
Можно представить, сколько сил и здоровья отняли у Успенского годы руководства хором, если всё закончилось таким печальным образом. Тульское начальство ведущий музыкальный коллектив города любило в основном на словах. Еще бы — безотказные артисты хора не только выполняли, но и перевыполняли все планы по шефским концертам.
А планы в то время распространялись и на творческие коллективы тоже. В 1952 году, например, хор обслужил все 33 района области и впервые выезжал сразу в несколько новых для него областей — Ярославскую, Молотовскую (Пермскую), Ивановскую, Горьковскую. До этого чаще гастролировали у соседей — в Калуге, Орле и Брянске. Всего при плане 143 концерта хор выступил 148 раз. Учитывая разъезды туда-сюда, а они и по области могли занимать целый день в один конец, — каждую неделю минимум по два-три концерта. При плане 23,6 тысячи зрителей обслужено 31,9 тысячи.
И это притом что у хора не было ничего своего. Он вообще фактически существовал на улице, как и многие остальные творческие организации города.
У художественного музея своих помещений не было вообще. Музей оружия работал на территории оружейного завода, человеку с улицы туда так просто не попасть. Хор вместе с филармонией, Домом народного творчества и театром кукол был прописан в трех маленьких комнатах дома на Советской. Одну из комнат занимала бухгалтерия и еще одну — филармония, все остальные фактически считались приживалками, не имея ничего — ни помещения, где можно собраться, ни репетиционной базы, ни хоть каких-то музыкальных инструментов, ни даже плохонькой табуретки. Вообще ничего! Только финплан по концертам, который необходимо выполнять. Притом что государственных хоров, подобных тульскому, на всю Россию всего-то было тогда пять. Фактически эксклюзив. На том самом обсуждении в Москве 1949 года тульский хор назвали одним из лучших в стране.
«В случае надобности, если мне не с кем поговорить, то мы как контрабандисты ведем переговоры в коридорчике между Домом офицеров и домом санпросвета», — жаловался вскоре после приезда в Тулу новый художественный руководитель хора Иосиф Михайловский, который принял коллектив после трех лет безвластия. В общем, встретили его так, что молодой человек должен был бы немедленно удрать из этого города. А он остался. Терпел, боролся, опять терпел, сносил хамство и унижения, чтобы сделать этот коллектив одной из визитных карточек музыкальной Тулы.
Иосиф Михайловский (1 февраля 1920, Харьков, – 26 февраля 1996, Тула).
«Мы споем лучше»
В Тулу Михайловский прибыл полным энергии и творческих замыслов — в 1952 году ему исполнилось всего 32.
Каким-то образом местному начальству удалось заманить в город честолюбивого выпускника московской консерватории.
За дело он взялся засучив рукава — приготовил программу из лучших произведений советских композиторов — Шостаковича, Мурадели, Туликова, Александрова, русских и зарубежных композиторов. Новую программу высоко оценил шеф хора — лауреат Сталинской премии Вано Мурадели, который хоть и попал под раздачу после выхода известного Постановления
От политики и идеологии в то время было никак не уйти. Так, почти весь творческий состав хора занимался помимо музыки в кружке по изучению краткого курса истории КПСС. При этом трое изучали эту науку самостоятельно под руководством консультантов и еще двое — в университете марксизма-ленинизма.
Нельзя сказать, что в Туле для коллектива не делалось совсем ничего. В 1952 году хору увеличили штат. Правда, с какими-то странными дробями — с 47,5 до 53,5 единицы. Увеличили дотацию на 50 тысяч рублей. Поставили перед вышестоящими организациями вопрос о присвоении названия Тульская хоровая капелла. Но главный вопрос оставался нерешенным и до конца непоставленным — будущую хоровую капеллу гнали в шею отовсюду.
Меньше чем за полгода при Михайловском артистов хора турнули из клуба «Серп и молот», вежливо попросили из здания ТЮЗа и потом с боем временно приютили в Доме офицеров.
«Мы шестой раз изгнаны в течение года из помещений и сейчас поселены в Дом офицеров. Причем температура здесь 11−12 градусов, и мы боимся даже сказать об этом. Сидят в валенках, пальто товарищи и поют, — возмущался на городском собрании работников литературы и искусства Михайловский. — Я когда заикнулся об этом перед руководством Дома офицеров, мне говорят: а вы выметайтесь отсюда. При этом нужен Дому офицеров шефский концерт, они к нам: товарищи, нужен концерт. Мы отвечаем, что не можем, у нас есть план. И нам в ответ: ну смотрите, не дадите концерт — ищите себе место».
Всё, что имел в то время коллектив, — четыре часа в сутки на репетиционную работу и косые взгляды хозяев помещений: особой прибыли от артистов ждать не приходилось.
А поскольку они уже привыкли, что их постоянно готовы выставить за дверь, приходилось молчать. Молчать, что холодно, молчать, что на птичьих правах. Молчать и давать концерты, на которые не имеют права.
«Лучший в городе Колонный зал Дома офицеров превращен в танцевальную площадку, где через дорогу от городского комитета партии звучат фокстроты, танго и играет джаз, — поддерживал своего коллегу директор Тульской филармонии Лазуткин, такой же бесправный и бесприютный. — А концертную деятельность вести нельзя. Когда приходишь к администраторам и предлагаешь концерт, отвечают: тысячу рублей заплатишь, тогда дам помещение».
Летное училище, 1940 год. Иосиф Михайловский справа, с баяном.
Танцы в Доме офицеров были едва ли не самыми популярными в городе. Вспомним, что сюда на танцы через весь город ходили и летчики полка «Нормандия-Неман», когда стояли в Туле. В 50-е сюда приезжала молодежь даже с Косой Горы, несмотря на то, что возвращаться назад чаще всего приходилось пешком. Конечно, администрация самого престижного зала в городе могла ставить любые условия.
«Мы работаем в лучшем Колонном зале. Там есть стулья, но они ставятся на торжественные мероприятия, а в обычные дни они стоят по сторонам, а в зале танцуют под джаз, — сетовал Михайловский. — Когда бывает перерыв между танцами, в маленьком зале хор дает концерт, а потом опять танцы под джаз. Когда мы даем концерт, приходят товарищи, которые действительно хотят послушать. Но туда заходят и обычные компании, которым наплевать, хотя бы всё сгорело, и начинают курить, а окурки в спину дирижеру бросать».
Впрочем, не лучше было и на других площадках. Примерно так же вела себя гуляющая публика в «Серпе и молоте».
«Мы даем концерт, а за твоей спиной десять человек тоже поют, — возмущался Михайловский. — Обертываешься к ним и просишь: «Помолчите, пожалуйста, мы лучше споем».
Наверное, выжить в таких условиях помогла военная закалка. Иосиф Александрович хоть и обронил потом фразу «какой из меня летчик», тем не менее был выпускником летного военного училища, а в войну — летчиком-инструктором, готовил истребителей, сам участвовал в боевых вылетах. Так что сдаваться было как-то не к лицу. Он и не сдался.
В репертуаре — полторы тысячи произведений!
В 1957 году под управлением Михайловского хор стал лауреатом Всесоюзного фестиваля в Москве. С этого момента Тульский государственный хор начинает активно гастролировать с концертными программами по всей России, обретать признание в своем городе.
Хор сотрудничал с известными композиторами тех лет: Анатолием Новиковым, написавшим «Тульскую оборонную», Вано Мурадели, Андреем Эшпаем. Михайловский дружил с Яном Френкелем, песни которого хор даже записал на пластинку.
Михайловский более 40 лет руководил Тульским государственным хором и отдал ему всю свою творческую жизнь, прославив этот коллектив на всю страну.
Он не боялся экспериментировать, расширять жанровые границы и всегда предъявлял к исполнителям высокие профессиональные требования. С момента создания в репертуаре значилось более полутора тысяч произведений!
Хор выжил даже в непростые девяностые, когда о его существовании почти забыли. Зарплата мизерная, артисты, случалось, падали в голодные обмороки, но репетиции продолжались и коллектив жил.
В 1992 году состоялась запись программы концерта Тульского государственного хора в Останкино, которую показали на Центральном телевидении. Хор выступал на самых престижных площадках страны — в Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале им. П. Чайковского, в Государственном концертном зале «Россия», Государственном музее им. М. Глинки. В 2001 году коллектив хора гастролировал в Италии по приглашению мужского хора La Faita под руководством В. Бертолотти.
С 2016 года старейший коллектив Тульской областной филармонии имени Михайловского Тульский государственный хор возглавляет обладатель гранта
Сегодня Тульский государственный хор — это современный коллектив, имеющий в репертуаре множество произведений самых разных стилей и жанров: от духовной музыки и классики до мировых хитов и джаза.
Хору — 75, но его артисты молоды и полны творческой энергии.