Тульскому цирку – 50 лет!

Тульскому цирку – 50 лет!

Ровно 50 лет назад было торжественно сдано в эксплуатацию нынешнее здание цирка.

Ровно 50 лет назад было торжественно сдано в эксплуатацию нынешнее здание цирка.

Первое в мире ледовое шоу

В год 50-летия тульского цирка - в 2013 году - очень символично, что первой программой сезона стал именно «Цирк на льду». Ведь идея поставить артистов на коньки, задолго еще до нынешних рейтинговых телевизионных шоу, пришла в голову именно тулякам. А ставил ее на тульской арене легендарный режиссер Арнольд Арнольд. Все приходилось выдумывать на ходу. Так рождалась новая технология исполнительского мастерства и новые технические возможности. В 1964 г. туляки первыми в мире увидели принципиально новую программу.

Вообще мы и сами не осознаем, насколько Туле в свое время повезло. Ведь свой цирк есть далеко не в каждом областном центре. Поэтому калужане, например, ездят в Тулу, орловчане – в Воронеж. Нет своих цирков и во многих других крупных городах. А значит, скорее всего, уже не будет никогда. Построить такое здание – затея дорогая.

В Туле первый цирк появился в 1870 году. В 1909 году Иван Поддубный построил новый бревенчатый цирк, который открылся 27 октября 1910 года. 

В 1909 г. Иван Поддубный построил в Туле деревянный цирк

Времена были аскетичные, никакого гардероба для пришедших посмотреть представление не было, и они сидели в зале прямо в пальто. Не хватало и гримерок, поэтому артисты переодевались дома и шли на представление по улице уже загримированные и в цирковых костюмах.

Прибывавшие артисты становились на постой на частных квартирах. Когда-то давно я общался с выпускником тульской перовской гимназии, основателем тульского кружка любителей спорта Виктором Михайловичем Покровским. И он вспоминал, как до революции у его друга Бориса Астафьева жил во время гастролей знаменитый клоун Виталий Лазаренко. 

Цирк представлял из себя высокое одноэтажное деревянное здание с куполом, который опирался на шесть деревянных столбов

Конечно же, помимо цирка как такового зрители с нетерпением ждали и французскую борьбу, которую подавали на закуску, в конце программы. В Тульском цирке выступали и Поддубный, и его друг Иван Заикин, и многие другие звезды тогдашних единоборств.

Здание старого цирка вмещало 680 человек, не считая галерки. На верхних рядах не было кресел, люди просто стояли

Но в 1948 году ночью случился пожар, и цирк сгорел. Дотла. Город лишился своего любимого зрелища на целых пятнадцать лет.

Уникальное сооружение

Только в 50-е годы в Туле взялись за постройку нового здания. Разработать его поручили проектировщикам «Мосбассгипрошахта» во главе с легендарным тульским директором И. М. Климановым. Главным инженером проекта был назначен И. И. Борисов.

Сначала планировали построить новое здание практически на месте старого – на углу Советской и Оборонной. Но в итоге решили построить чуть дальше, на пересечении с тогдашней улицей Свердлова, нынешней Староникитской. Изучили аналогичные проекты, уже осуществленные в Киеве, Ярославле, Минске. В итоге взяли за основу киевский цирк. Наверное, что-то такое поняли архитекторы, сделав именно этот выбор. Ведь по-настоящему цирковых городов, где публика не просто любит, а обожает цирк – по мнению самих артистов, в Советском Союзе насчитывалось единицы. Так вот Киев и Тула в эти считанные единицы входили...

Один из проектировщиков, Владислав Фомич Скопцов, рассказывает, что в «Союзгосцирке» проект долго не утверждали – были недовольны масштабами. Институт планировал сразу построить полный комплекс из основного здания, бытового корпуса, репетиционного манежа и гостиницы для артистов. Но в итоге дали разрешение только на первые два пункта. Репетиционный манеж и гостиница были отнесены во вторую очередь. Позднее многие цирковые артисты селились в гостинице «Юность» (позже ее переоборудовали в центральный РОВД милиции).

Здание цирка было уникальным для своего времени, а многие виды работ – ювелирными. Впервые в нашем цирке инженеры применили новую платформу для опускания и подъема арены, получив на это авторское свидетельство.

Торжественное открытие состоялось 3 сентября 1963 года. Первое представление давали специально для строителей и проектировщиков.

Звезды рождались в Туле

С первых своих дней Тульский цирк стал еще и постановочным. Здесь готовили и репетировали программы, становившиеся гордостью советского цирка, с успехом гастролировавшие по планете.

В 1964 году первой такой программой стал «Цирк на льду». В 1965 году была выпущена тематическая программа «Конный цирк». Она вошла в программу Тула-Париж и с успехом показывалась в СССР, Франции и далее во всем мире. В 1967 году в Туле состоялась премьера «Цирка на воде».

В 1970 году режиссер В. Головко совместно с директором Тульского цирка Д. Калмыковым создал программу «Русские самоцветы». Ее авторам удалось уйти от традиционного сувенирного набора а-ля рус и сделать уникальное яркое шоу. В программе участвовали артисты А. Бондарев, Ю. Ермолаев, В. Довейко (тот самый, который ставил воздушное шоу из нынешнего представления «Цирка на льду»), ансамбль «Березка». «Самоцветы» с успехом шли 17 лет.

В Туле выступали и все звезды советского цирка – клоуны Михаил Румянцев (Карандаш), Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (если кто забыл, Шуйдин вообще наш земляк, щекинец). Туляки аплодировали блистательным программам дрессировщиков Филатова, Запашного, Бугримовой, иллюзионисту Кио и многим другим.

Эмоциями после премьеры делилась артистка, дрессировщица, руководитель программы Светлана Бордодымова:

Светлана Бордодымова

– Я сегодня получила такой кайф, потому что мы вернулись домой. Для нас Тульский цирк – это свой дом, где мы когда-то буквально ночевали в манеже, репетировали, готовили костюмы. В Туле коллектив не был уже восемь лет. За это время программа поменялась, за исключением номеров, особенно полюбившихся зрителю. Специально в программу включили не ледовое российско-кенийское воздушное шоу Владимира Довейко с удивительными полетами под куполом цирка.

Последний капитальный ремонт в Тульском цирке делали уже давно. И сейчас решением Министерства культуры его включили в восьмерку капитально ремонтируемых российских цирков. Удовольствие это недешевое – смета получилась в районе двухсот млн рублей. Но деньги выделены и вот-вот должны поступить.

– Глобально ничего менять не будем, – рассказывает директор Тульского госцирка Андрей Гоголев. – Надо сохранить дух и атмосферу здания. Но все старое хотим заменить на новое: поменять окна, инженерные сооружения, вентиляцию, отремонтировать купол.

Вообще в цирке сейчас меняется многое. Создали свой балетный кружок, и есть желание возродить на его основе цирковой балет, который существовал в Туле еще недавно. Поменяет свой облик и фойе перед кассами – художники нанесут граффити в стиле мультфильма «Мадагаскар».

Отдельная тема – музей, который когда-то был на втором этаже фойе. Незаметным образом в период недавнего безвременья он испарился в неизвестном направлении. Пропала и кепка Олега Попова, в которой он выступал в Туле, и старые афиши. Так что все теперь приходится собирать заново. В связи с чем администрация обращается к тулякам с просьбой передать музею любые вещи, относящиеся к истории Тульского цирка. Это могут быть и афиши, старые программки, фото.

Цирк отметил свой юбилей! И в связи с этим награды Росгосцирка за вклад в развитие циркового искусства вручили 25 тулякам.

– К такому большому числу награжденных сначала отнеслись настороженно, – рассказывает Андрей Гоголев. – Не слишком ли много фамилий, не девальвирует ли это награду? Но я отстоял, сказал, что и 50-летний юбилей не каждый день бывает.

Среди награждаемых, например, Нина Александровна и Геннадий Геннадьевич Смирновы. В прошлом воздушные гимнасты, сейчас они оба по-прежнему работают в цирке. Нина Александровна, трудовой стаж которой насчитывает 44 года, заведует цирковой гостиницей, Геннадий Геннадьевич работает инспектором манежа.

Андрей Гоголев руководит Тульским цирком с февраля этого года. Но считает, что это именно та работа, которой он на самом деле в жизни хотел, несмотря на то, что у него уже был к тому моменту успешный налаженный бизнес.

Андрей Гоголев

Цирковое искусство – единственное искусство, одобренное Богом. Ведь здесь совсем нет отрицательных эмоций, отрицательных персонажей. Я заболел цирком. И понимаю теперь, что пришел туда, где могу себя реализовать как творческий человек. Наш цирк будет лучшим в России! Цирковое шоу сравнимо только с волшебством. Попадая сюда, ты ощущаешь, что находишься в беззаботном и счастливом детстве. Поэтому приглашаю всех туляков прийти, побывать в настоящей сказке.

13 метров – диаметр тульского манежа.

64 тыс. куб. м – объем главного корпуса.

10 тыс. кв. м – полезная площадь главного корпуса.

Автор: Сергей Гусев

3 октября 2013, в 13:28 +1
В старинном парке замирает время
В старинном парке замирает время
Мы все тусили понемногу. Часть вторая
Мы все тусили понемногу. Часть вторая