Для поколения сорокалетних и старше встреча Нового года – это брызги «Советского шампанского», салат «Оливье», запах мандаринов и «Голубой Огонек» по телевизору… А еще твердая вера в то, что все хорошее – впереди.
С начала 60-х основной «изюминкой» праздничного вечера был новогодний «Голубой Огонек». У крошечных экранов собирались целыми этажами, ведь телевизоры в то время были далеко не у всех. Затаив дыхание, наблюдали, как за огромными линзами, будто в аквариуме, «плавали», путаясь в лентах серпантина, знаменитые передовики производства, Герои Соцтруда и всенародно любимые артисты.
В конце 1967 года «Огоньки» стали снимать заранее (до этого они шли в прямом эфире), а в 70-е годы под этот проект создали специальную редакцию. Новогодние «Огоньки» по составу участников были многонациональны, как и тогдашнее государство. Помните? Монументальная, в неизменно роскошных сарафанах Людмила Зыкина («Оренбургский пуховый платок…», томная Нани Брегвадзе («Ах, эта красная рябина…», «Отвори потихоньку калитку…»), элегантный Муслим Магомаев («А это свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала…», задорный Эдуард Хиль («У леса на опушке жила Зима в избушке…»), почти оперный Юрий Гуляев («Вдоль по Питерской…»), экзотический Кола Бельды («А олени - лучше…»), романтичный Лев Барашков («Под крылом самолета…»), кудрявый Иосиф Кобзон («А у нас во дворе…»), романтичная Майя Кристалинская («Опустела бех тебя Земля…»), русскоговорящий эстонец Яак Йоала («С другим танцует девушка моя…»), знойный Вахтанг Кикабидзе и ансамбль «Орера» («Тополя, тополя, в город мой влюбленные…»).
С годами галактика «Голубого Огонька» прирастала новыми звездами разной яркости, некоторые из которых продолжают светить и сегодня: Алла Пугачева, Лев Лещенко, София Ротару, Сергей Захаров, Валерий Леонтьев, Анне Вески, «Песняры», «Самоцветы»…
Всегда с одинаковым нетерпением зрители ожидали появления в новогодних передачах Аркадия Райкина, Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны, Геннадия Хазанова.
С середины 70-х после новогоднего «Огонька» почти под утро стали показывать 40-минутную передачу «Мелодии ритмы зарубежной эстрады». Это было маленькое окошко в другой мир, где элегантные мужчины и женщины пели на иностранном языке, а длинноногие девицы из кордебалета Фридрихштадтпалас танцевали почти раздетыми. Передачу ждали, наладив на запись катушечные магнитофоны «Маяк». А записи потом крутили на школьных дискотеках.
Уж кто всегда ждал новогодних праздников, так это дети. По телевизору шли по сказочному добрые и красивые фильмы: «»Морозко», «Золушка», «Варвара Краса - Длинная коса», «Марья-Искусница», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Айболит-66», «Звездный мальчик»…
К празднику все старались украсить свои квартиры и дома, сделать их по-новогоднему нарядными. Родители покупали в магазинах готовые бумажные гирлянды-гармошки и растягивали их по стенам.
Добрые и наивные елочные игрушки до сих пор хранятся у многих туляков и заниамют почетное место среди новогодних украшений
Дети вырезали из белой бумаги ажурные снежинки и наклеивали их на оконные стекла хозяйственным мылом или конторским клеем со странным названием «гуммиарабик». Между рам клали вату и посыпали ее нарезанным «дождиком», создавая иллюзию нетающего волшебного снега.
Электрические гирлянды в свободной продаже были, но уж очень неказистые. Домашние умельцы изготавливали свои, более совершенные и симпатичные модели с мигающими лампочками, покрытыми цветным цапон-лаком.
Популярные сказочные персонажи, птицы и звери крепились к веткам металлической прищепкой
На макушке елки полагалось быть специальному наконечнику, который в шестидесятых годах пришел на смену традиционной звезде. Наконечники эти одно время были большим дефицитом, за ними (как и за входящими в моду искусственными елками) ездили в Москву.
Нередко в те годы на елках можно было встретить уникальные старинные игрушки, изготовленные еще до революции… Сейчас им просто цены нет. Как, впрочем, и ушедшим в прошлое временам, когда мы были молодые…