1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Ностальгия
  5. Тульское такси: сто с лишним лет истории - MySlo.ru
Тульское такси: сто с лишним лет истории
Фото из коллекции В. Щербакова.

Тульское такси: сто с лишним лет истории

С этим видом городского транспорта у каждого из нас очень много ассоциаций.

Большинство из них подарил фильм «Бриллиантовая рука», но и другие мастера культуры не подкачали. Один исполнитель пел «Такси, такси, вези, вези». Другой — про зеленоглазое такси. Французы вообще сняли несколько фильмов, которые так и называются: «Такси». Туляки вполне могут присоединиться к этому движению. Нашему такси уже более ста лет.

«Нехорошо ведут себя тульские шоферы»

Первые таксисты появились в Туле 1908 году, когда автомобилисты Котельников и Розин подали в городскую Думу заявление о разрешении перевозить пассажиров на своих автомобилях. Правда, они еще не были полноценными таксистами — не перевозили пассажиров, а отдавали автомобиль, стоявший во дворе дома на Воронежской улице, нынешней Оборонной, в прокат. Это еще был своего рода каршеринг. Но «Фиат», по нынешнему «Жигули», Котельникова и Розина имел то несомненное преимущество, что во всех рекламах он значился как автомобиль № 1. Получается, первый зарегистрированный тульский автомобиль, первое такси, первая машина каршеринга.
 
А вот первые машины именно для перевозки пассажиров принадлежали Занфтлебену и Лабозову. Дело это, по всей видимости, было прибыльное, но нервное. На почве конкуренции между шофферами (а тогда писали именно так — с двумя «ф») происходили постоянные недоразумения, в особенности во время стоянки около сада «Эрмитаж». Лабозов был недоволен тем, что он хорошо заплатил владельцам «Эрмитажа» за право стоянки автомобиля с тем, чтобы никакие другие конкуренты здесь не стояли. Однако автомобиль Занфтлебена также продолжал дежурить неподалеку, в ожидании клиентов. Лабозову это страшно не нравилось, и дело постоянно доходило до вызова полиции на разбирательства. В подобном материальном стимулировании в то время не видели ничего особенного. Владельцы гостиниц, ресторанов доплачивали извозчикам, чтобы они привозили своих пассажиров именно к ним.
 
Характерную сценку на тему конкуренции описала в июле 1913 года «Тульская молва». «Нехорошо ведут себя тульские шофферы. Ежедневно по вечерам их можно видеть в кремлевском саду на веранде переходящими от столика от столику и назойливо предлагающими прокатиться на автомобиле, особенно они докучают тем, кто мало-мальски подопьет».
 
В советское время такси на какое-то время исчезли из городской жизни. Зато точно известно, когда они вновь начали свою работу — 10 июля 1935 года.
 
Правда, воспользоваться услугами тульского такси было не так-то просто. На город пришло всего три таксомотора марки М-1, да и то один почти всегда находился в ремонте. На смену водители заступали в десять часов, и заканчивали работу в шесть утра следующего дня. Если кому-то приспичило воспользоваться услугами такси с шести до десяти утра, то сделать это было практически невозможно.
 
Да и вообще поездка на такси была сопряжена со множеством проблем. Если в Москве уже принимались вызовы такси по телефону, то в Туле никакие телефонные вызовы были невозможны. Чтобы получить машину, надо было лично тащиться в коммунтранс и заказывать такси только на завтра. При этом еще внести предоплату в два рубля. Но опять-таки только в запланированные часы — с шести до десяти, как мы помним, низ-зя. Почти каждый день трест коммунтранс получал от учреждений и частных лиц по десять-пятнадцать предварительных заявок на использование таксомоторов. У частников особой популярностью пользовались поездки за город в выходные дни. Когда пассажир садился в машину, маленький светящийся транспарант с надписью «Свободно» на лобовом стекле опускался вниз.
Постоянная стоянка такси была на Советской улице. Ждать приходилось по часу и более. И ведь ждали — ради удовольствия прокатиться по не такому уж великому городу с шиком.
За год работы тульское такси перевезло около 20 тысяч человек. При среднесуточном пробеге каждой автомашины в 170 километров на платный пробег приходилось не так и мало — 113 километров. На каждую автомашину в сутки выпадало до 15 поездок, в среднем по 7,53 километра платного пробега на ездку.
 
В третьем квартале 1936 года Туле было выделено шесть грузовых таксомоторов для перевозки всевозможных грузов населения с рынков, магазинов и т. д. Это были таксомоторы двух марок: «Газ-АА» грузоподъемностью полторы тонны и «Газ-А» с кузовом пикап грузоподъемностью полтонны. Стоянка грузовых таксомоторов была устроена на площадях Центрального рынка, Хлебной, Арсенальной и Чулковской.
 
После войны грузовые такси возобновили работу 13 апреля 1946 года. Машину можно было заказать ежедневно с 8 утра до 10 вечера. Такса составляла 3 рубля 20 копеек за машинокилометр.
 
Тульские такси марок «Победа» и ЗИМ на стоянке около Белоусовского парка.
 
Обычных же пассажиров по послевоенной Туле развозили 25 легковых такси марки «Победа».
 
Такси у автостанции Щекино. 1954 г.

«Не на стоянке мы не сажаем»

В 1962 году на Московском вокзале ввели новинку в деле обслуживания. Здесь открылся диспетчерский пункт вызова такси. 150 машин по звонку туляков готовы были отправиться в любую точку города. 5 августа 1963 года по договоренности с руководством была установлена стоянка легковых таксомоторов у здания аэропорта, которые обслуживали пассажиров в часы прибытия самолетов.
 
Тульское такси ГАЗ-21.
 
Таксистов советские граждане дежурно называли калымщиками и обвиняли в рвачестве. Считалось, да так было и на самом деле, если поездка стоила полтора рубля, то за рубль таксисты не повезут ни в какую, возьмут четверых и с каждого сдерут по рублю. Газеты взывали к профессиональной совести водителей и рабочей чести, но это имело лишь символические последствия. Ведь у водителей были свои проблемы. Ты никогда не выедешь из гаража вовремя и не помоешь хорошо машину, если не дашь полтинник мойщицам или механикам. Запчасти тоже чаще всего приходилось покупать на свои. А они ведь еще были в постоянном дефиците.
 
Чтобы крутиться, выгоднее было взять рейс за город.
 
На счетчики устанавливали специальные металлические стаканчики с пружинками для натяжки тросика. Это позволяло корректировать показания.
 
А уж разрезанные пополам резиновые мячики, которыми закрывали зеленый огонек на лобовом стекле и можно было не включать счетчик, вообще стали повсеместным явлением. В кармане любого начальника таксомоторного парка всегда было полно изъятых половинок мячиков.
 
Это противоборство было обоюдным. В 60-е годы через каждые полтора часа водители обязаны заезжать на диспетчерский пункт и делать отметку в путевом листе, иначе — денежный начет. В 22 часа все такси были обязаны прибыть на Московский вокзал. Иначе — денежный начет. Приказ министра обязывал водителя такси каждые два часа снимать цепочку — записывать в путевку все показания таксометра, чтобы можно было контролировать пробег и оплаченные пассажиром километры.
 
Тульский таксист 1950-х годов.
 
Понятие «стоянка такси» выглядит сейчас странновато. Давайте вспомним классический фильм «Ирония судьбы».
 
Когда Надя садится в машину, первое, что ей сказал водитель: «Вообще-то не на стоянке мы не сажаем». Фильм, между прочим, впервые был показан 1 января 1976 года. Ну и если вспоминать киноклассику, то на стоянке такси садились героини фильмов «Три тополя на Плющихе», «Приходите завтра». Вот почему наши люди не ездили в булочную на такси — ты его еще дождись. Если это, конечно, не такси на Дубровку, то есть поданное по блату.
 
Дело тут вот в чем. Далеко не все машины были оборудованы радиосвязью, а иначе где брать пассажиров? В 1967 году в Туле только девять машин были оборудованы радиостанциями. В 1975-м — радиофицированы 37 машин из имеющихся 187. То, что водитель может переговариваться с центральной диспетчерской службой прямо из кабины, считалось еще новой формой управления транспортом.
 
Стоянка такси у автовокзала. 1976 г.
В 1976 году в Туле было 14 стоянок такси. Основные из них: Московский вокзал, автовокзал, площадь Челюскинцев, сквер в Кировском поселке. При следовании без пассажира шофер обязан был заезжать на ближайшие стоянки и останавливаться на них не менее чем на пять минут. Также по требованию пассажира он обязан был сообщить свою фамилию, адрес и телефон автопредприятия, которому принадлежит такси.
 
Водитель не имел права выезжать за пределы города на расстояние, превышающее 30 км. Далее — только по разрешению диспетчера.
 
Находясь на стоянке, он обязан был обслужить пассажира в любом направлении, независимо от времени окончания рабочей смены. А также должен был следовать к месту вызова кратчайшим путем, не сажать попутных пассажиров, включать таксометр, как только пассажир займет место в машине или с момента получения заказа от диспетчера. В последнем случае стоимость поездки оценивалась не в момент, когда пассажир сел в машину, а в момент, когда получен заказ и машина только пошла к клиенту. Кто-то ведь холостой пробег должен оплатить…
 
 
В 1966 году сотрудниками Всесоюзного НИИ технической эстетики — ВНИИТЭ — на базе «Волги» был создан первый в Советском Союзе специализированный автомобиль с учетом таксомоторной службы. Рабочее место водителя в нем было отделено от пассажиров прозрачной перегородкой, а переговорить с ним можно было после нажатия кнопки.
 
Автомобиль имел просторный пассажирский салон, трехместный диван-сиденье и откидное четвертое место. По данным статистики четыре человека ездили тогда в такси в шести случаях из ста.
 
Широкий прямоугольный дверной проем позволял свободно войти и выйти с чемоданами в руках, поставить любую крупногабаритную вещь. Между прочим, как отголосок этой разработки, один владелец секс-школы из Чехии всерьез уверял, что лучше «Волги» автомобиля для автосекса человечество еще не придумало. Просторно и комфортно. Хотя вряд ли советские разработчики думали тогда об этом, а не о чемоданах пассажиров.
 
Новый таксопарк на Рязанке, 1980-е гг.
Фото Николая Мельникова из коллекции В. Щербакова.
В семидесятые годы тульские такси расширили диапазон своих возможностей. 28 машин из имеющегося автопарка стали законным образом использовать на свадьбах. На этих машинах на крыше устанавливали изображение двух обручальных колец, они украшались лентами, воздушными шариками и неизменными пупсами. После того как жених выкупал невесту у бескорыстных подруг и родственников, он вез ее на такси в загс, потом к памятнику защитникам города на площади Победы, через семь мостов и только потом уже к гостям.
 

Полную безопасность при ночных рейсах гарантировать трудно

Специфика работы таксиста — потенциальное столкновение с криминальным миром. А значит, хлюпики здесь работать не могли. В 1973 году тульский таксист Юрий Копанев совершил героический поступок. Некий преступник угнал в Липках грузовик МАЗ. Его преследовали до самой Тулы. Уже здесь он бросил машину и попытался скрыться бегом. Грузовик же без управления продолжал двигаться своим ходом. Это увидел Копанев, выскочил из своей машины, забрался в кабину МАЗа и остановил его, пока грузовик не наделал бед.
 
Разбойные нападения на таксистов случались периодически. Иногда удавалось отбиться.
 
Милиция признавала, что полную безопасность при ночных рейсах гарантировать трудно. Особенно много таких преступлений стало с началом перестройки. Один из нашумевших случаев 1990 года был такой. Некие молодые люди около полуночи поймали такси на Зеленстрое и попросили отвезти их в Скуратово, потом до деревни Мясоедово. Уже здесь один из пассажиров ударил водителя ножом, отобрал дневную выручку — 50 рублей. Его подельник испугался и попросил не доводить дело до убийства. Раненого водителя закинули на заднее сиденье и повезли в больницу.
 
По дороге машина врезалась в столб, ее помогал вытаскивать на тросе проезжавший мимо автобус. В это время водитель такси истекал кровью на заднем сиденье. Его довезли-таки до больницы, выкинули из машины и уехали. В больнице он скончался. Убийцу, 17-летнего парня, задержали уже когда он отправился служить в армию.
 
В том же году, 23 июля, на площади Ленина в Туле прошел митинг таксистов, требовавших убрать всех южных торговцев из города.
Это произошло после того, как четверо кавказцев избили таксиста. По одной версии — за то, что заломил цену, по другой — пассажиры вели себя грубо, а власти никак не отреагировали на случившееся. Под кавказцами в то время понимали продавцов, оккупировавших Центральный рынок.
 
Часть площади у Белого дома и часть улицы Менделеевской были забиты машинами такси и личным транспортом. Кроме таксистов, подъехали поддержавшие их рабочие тульских предприятий, шоферы автоколонн. Только когда в начале пятого вечера загудели машины такси и эту акцию подхватили все остальные, не жалея аккумуляторов, к людям вышли руководители области. Начальник УВД облисполкома А. И. Сафонов пообещал найти преступников. Уже к концу митинга он сообщил, что нападавшие найдены в Алма-Ате, их привезут.
 
Все кавказцы действительно с Центрального рынка после случившегося на какое-то время исчезли, но цены от этого меньше не стали.
 
Такси на ул. Менделеевской во время митинга 1990 г.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

15 декабря 2022, в 09:00 +17
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Вечная молодость тульского велотрека
Вечная молодость тульского велотрека
Dendy, Sega и компьютеры из 90-х
Dendy, Sega и компьютеры из 90-х