Большой, почти квадратный (51,5×60×7 см) альбом, обтянутый темно-красным бархатом с накладным изображением герба Романовых, обрамленном орнаментом. Альбом-футляр на выставке «Фаберже и придворные ювелиры» неизменно привлекает внимание. Это единственный экспонат выставки с мультимедийным сопровождением.
Перед посетителями проходят 19 фотографий с видами фабрики серебряных и золотых изделий П. А. Овчинникова, для которых и делалось это необычное обрамление.
Павел Акимович Овчинников — фигура в ювелирном деле России значительная, не уступающая известностью Карлу Фаберже, для фирмы которого Овчинников выполнял заказы. И российские, и зарубежные эксперты единогласно отмечали, что фирма Овчинникова относится к наивысшей категории предприятий золотого и серебряного дела Российской империи.
Судьба Павла Овчинникова, которого ювелирный мировой рынок знал как успешного промышленника, нетипична для отрасли. Он был крепостным князей Волконских.
Князь Петр Михайлович Волконский обратил внимание на понятливого и расторопного мальчика, склонного к рисованию.
И отправил 12-летнего подростка в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату.
Павел выучился, стал золотых дел мастером, смог получить вольную. В 1850-м женился и на приданое жены в тысячу рублей через год основал собственное дело — мастерскую. В 1853-м открыл уже фабрику по производству золотых и серебряных изделий. Располагалось предприятие в Москве, на Таганке, в 1-м Гончарном переулке, в доме Лежнева. Оборот за два года вырос до полутора миллионов рублей.
Овчинников понимал, что главным достоянием ювелирного производства всегда будет мастер.
Быстрое развитие профильных предприятий было невозможно без хорошо подготовленных кадров. И владельцы крупных фабрик, понимая проблему, открывали при своих предприятиях сначала классы, а потом и целые школы.
Так при ювелирной фабрике Овчинникова были мастерские по специальностям:
1) художественно-техническая или рисовальная, скульптурная, чертежная и живописная по эмали;
2) чеканная;
3) гравировальная;
4) эмальерная;
5) монтировочная;
6) токарная;
7) позолотная, посредством гальванизации;
8) кузнечная.
Ювелир был убежден, что у каждого мастера его предприятия должны быть не только профессиональные технические навыки, но и некоторая художественная подготовка. Для последней была создана воскресная рисовальная школа для рабочих.
В 1867 г. в Набилковском доме призрения сирот в Москве он открыл «классы технического рисования, скульптуры и чеканного искусства в применении к металлическому делопроизводству», лично их финансировал и содержал, следил за качеством образования; воспитанники проходили практику на его фабрике и по окончании обучения становились квалифицированными специалистами.
Овчинников, будучи настоящим промышленником, чьи изделия заказывали императорский российский, княжеские и королевские дома Европы, мыслил перспективно, заботясь даже в кризисные для России годы Русско-турецкой войны о сохранении производства и мастеров. В 1871 году с целью «поднять духовные силы рабочих, обновить их притоком здравых и честных идей» ювелир организовал при фабрике профессиональное учебное заведение для подготовки ювелиров на 130 человек.
В обучение, которое длилось шесть лет, брали мальчиков с пятилетнего возраста.
Для школы возвели отдельное двухэтажное здание, его пристроили к фабрике. Учебный курс состоял из двух отделений — ремесленно-технического (технические дисциплины, золотое и серебряное дело, черчение, рисование, лепка из глины и воска, каллиграфия) и общеобразовательного (закон Божий, русский язык, арифметика, начальная геометрия, география, гимнастика). Помимо специальных классов-мастерских в школе были больница, столовая, спальня и уличный гимнастический класс.
Фотографии классов школы помещены в футляр-альбом. Он был изготовлен фирмой Овчинникова в 1876 году.
Каждое фото подписано на двух языках — русском и французском.
Примечательно, что фотографии делал фотограф Его Императорского Государя Наследника Цесаревича М. Настюков.
Снимки четкие, на них хорошо видны наглядные пособия в каждом помещении. Работы учеников школы экспонировались на выставках. На московской выставке 1882 года «выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также рисунки, композиции, живописные эмалевые, лепные из глины вещи самих учеников» были отмечены серебряной медалью.
Школа Овчинникова подготовила прекрасных мастеров серебряного дела: чеканщиков, эмальеров, сканщиков, резчиков и даже художников-модельеров. Они-то и стали главным достоянием ювелирной фирмы, прославившейся на весь мир.