1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Обзоры
  4. Места
  5. Мотомузей в Туле: Королевство «железных коней» – Фотогалерея, фото 41 - MySlo.ru
  6. Мотомузей в Туле: Королевство «железных коней» – Фотогалерея, фото 41 - MySlo.ru
  7. Мотомузей в Туле: Королевство «железных коней» – Фотогалерея, фото 41 - MySlo.ru
Леонид Зякин. Фото Максима Котенева

Мотомузей в Туле: Королевство «железных коней»

Myslo узнал, почему гараж - лучшее место для свиданий, какие мотороллеры делали в Туле и почему мотоцикл нашего конструктора оказался крепче "Харлеев" и "БМВ".

 

Этой осенью туляк Леонид Зякин открыл в деревне Харино (недалеко от Тулы) свой музей, посвященный мотоциклам.

Обаятельный и харизматичный Леонид встретил нас во дворе своего музея. Оказалось, что он и создатель, и экскурсовод, и хранитель, и реставратор – ну а кто лучше хозяина расскажет об экспонатах?


Леонид Зякин

- Я работал в ООО «Тулаавтотранс», в 1980 году был замом гендиректора по социальным вопросам и снабжению, — вспоминает Леонид Зякин. — В мои обязанности входила организация Дня автомобилиста. В то время мы делали настоящий праздник в Центральном парке. Проводили соревнования по картингу, среди мотоциклистов, устраивали показ автомобилей. Ведь у каждого предприятия хранились старые авто, которые были на ходу, и их можно было показать людям. Потом многое списали и сдали на металлолом. А это же такая история! Очень захотелось сохранить её.

Всю свою юность я провёл именно на мотоциклах, поэтому и стал потихоньку собирать именно их.

Семь лет назад Леонид вышел на пенсию. К тому времени у него в коллекции было пятнадцать разных мотоциклов. По просьбе ДОСААФ ему выделили даже специальное место в гараже, чтобы их хранить. А когда появилось время, решил заняться вплотную созданием музея. Начал реставрировать мотоциклы, изучал теорию и историю моделей.

- Сначала у меня созрела идея собрать именно коллекцию тульских мотороллеров. Сейчас их у меня более 51 штуки, хотя всего было сделано более сотни различных модификаций. Когда закончил с тульской серией, увлёкся советским мотостроением. Никогда бы не подумал, что в СССР было выпущено более 300 разных модификаций — от мопедов и до тяжёлых мотоциклов…

Сейчас в коллекции Леонида 240 экспонатов, но по самому музею работы непочатый край. Спонсорской помощи нет, зато помогает правительство Тульской области: поставили указатель на дороге, включили в перечень музеев и достопримечательностей Тулы и Тульской области. За всё это Леонид очень благодарен!

Кстати, раньше на всех заводах, выпускающих мотоциклы, были свои музеи. Но, к сожалению, в период перестройки они были уничтожены, в том числе и в Туле. В ДК Машзавода у нас был неплохой музей. Там стояли и импортные мотороллеры, и наши опытные образцы. Сейчас выставлено небольшое количество техники на территории завода, но простым тулякам туда не попасть, да и экспонатов раз-два и обчёлся.

Единственный музей, сохранившийся после СССР, находится в Ирбите Свердловской области. Там нашёлся энтузиаст Александр Буланов, заслуженный мастер спорта. Он обратился тогда ещё к Борису Ельцину с просьбой, чтобы музей сохранили. Его передали на баланс города. В итоге он существует до сих пор! Это, конечно, музей одного мотоцикла — «Урала». Но важно, что он есть и посмотреть на него приезжают люди со всего света.

Тула — впереди планеты всей!

В первом небольшом зале единственного тульского мотомузея нас встретил всего один мотоцикл на фоне расписной стены с чётко угадывающи­мися тульскими видами…

- Этот зал ещё не до конца сделан, — отметил Леонид Павлович. — Он посвящён первым советским мотоциклам довоенного периода. Готов пока один — Л-300. Его выпускали с 1930 по 1938 годы.

Всего было выпущено около 19 тысяч штук, но до наших дней дожило штук 40 по всему миру.

А в таком хорошем состоянии — не больше десятка! Собирал я его четыре года, начиная буквально с груды ржавого железа. Рядом с ним совсем скоро будет стоять ещё один «ветеран» — ИЖ-7. Сейчас он находится на реставрации, надеюсь, до конца года успеем закончить. Вообще сборка мотоциклов — вопрос очень длительный, сложный и затратный. Все детали собираются по крупицам, зачастую уходят годы, чтобы скомплектовать одну машину.

Рассказал хозяин музея и про картину на стене:

- Здесь изображён вид на улицу Коминтерна, бывшую Павшинскую — церковь, старые домики и вид на Машзавод. Он нарисован по старым фотографиям, взятым из архива. Кстати, цеха Машзавода здесь совсем не случайно: ведь именно там когда-то собирали мотороллеры!

Кроме того на стенах этого зала висят и старинные фото. На них можно увидеть первый в мире мотоцикл 1885 года выпуска, первый мотоцикл тогда еще Российской империи, выпущенный в 1910 году, первый советский мотоцикл — 1923−1924 годов рождения.

Интересную историю рассказал Леонид Павлович и про ещё одно фото.

- 1929 год стал отправным для отечественного мотопрома. Тогда был произведён испытательный пробег на 3 тысячи км советских разработок и иностранных мотоциклов, чтобы выявить модель, которую можно запустить в производство. Причём в этом пробеге участвовали мотоциклы таких марок, как Indian, Harley-Davidson, BMW. И с ними соперничала разработка тульского слесаря Токарева, сделанная практически из подручных материалов с использованием иностранного двигателя. Так вот, он до конца доехал, а гости из-за рубежа — нет! Не были они рассчитаны на наше бездорожье.

Гараж как место для свиданий

Следующий зал оказался посвящённым не мотоциклам, а целой эпохе… Эпохе гаражного отдыха!

- В 60-х годах прошлого века нельзя было себе представить мужчину без гаража, — ностальгирует Леонид Павлович. — Это была целая разновидность отдыха. Здесь можно было поковыряться в технике, построгать, попилить, поделать что-то… Выпить 100 грамм с друзьями-соседями. Да и женщину привести можно было тем, у кого стоял диван!

Сейчас, к сожалению, это совсем не актуально… Машины ставятся или во дворы, или на стоянки, уходит гаражный отдых. Поэтому я решил посвятить ему отдельную комнату. Сначала тут просто были мотоцикл и инструменты. А потом уже сами посетители начали приносить отдельные вещи: пылесос «Чайка», гармошку, гитару советского периода, тульский самовар, целую коллекцию фотоаппаратов, приёмник, примус… Даже настоящий самогонный аппарат!

Мотоциклетное царство

Большую часть музея составляет огромный ангар, разделённый ещё на три зала. Один из них посвящён тяжёлым мотоциклам, во втором выставлены яркие малютки-мотороллеры, а третий наполнен спортивными мотоциклами разных лет. Рассматривать их можно бесконечно. Интересно будет даже девушкам, ни капли не разбирающимся в технике, — рассказчик из Леонида Павловича превосходный! Самые яркие, на наш взгляд, экспонаты и истории про них смотрите в нашей фотоподборке. А лучше сами приезжайте в музей — здесь интересно!

240 экспонатов в мотоколлекции туляка Леонида Зякина.

84 года самому старейшему мотоциклу в коллекции.

51 мотороллер тульского производства можно увидеть в мотомузее.

экспонаты

Мотороллер «Муравей»

Выпущен Тульским машиностроительным заводом в ограниченном количестве в 1968 году. Использовался только для внутризаводских перевозок: в бочке перевозили масло или эмульсию. Мотороллер повышенной грузоподъёмности.

Мото-коляска Юрия Никулина

Была сделана в Серпухове специально для знаменитого артиста. В 1970 году он выступал в Туле и ездил на этом транспорте по арене Тульского цирка с номером. В будущем мотоколяску отреставрируют.

Cezeta 501

Мотороллер производился в Чешской Республике с 1957 года. Тот, который находится в тульском мотомузее, — 1959 года рождения. Его особенность в бензобаке, располагающемся спереди, а не сзади, как обычно.

Спортивный мотоцикл

Передан музею Евгением Власовым, мастером мотоциклетного спорта. На этом мотоцикле он участвовал в виде спорта «Гонки за лидером на треке»: велогонщик следовал вплотную за мотолидером. Скорость развивалась до 96 км/ч!

а как у них?

Музей «Харлей-Дэвидсон»

Милуоки, штат Висконсин, США.

Мотоцикл Элвиса Пресли

Состоящий из трёх зданий из черного кирпича, стекла и нержавейки музей имеет все шансы стать храмом поклонения мотоциклу. В нём выставлено около 200 мотоциклов и различных предметов истории и культуры Serial Number One. Это велосипед с маленьким двигателем, построенный основателями компании Уильямом Харли и Артуром Дэвидсоном. Представлен в музее и красно-белый мотоцикл Элвиса Пресли 1956 Model K. H..

Мотомонстр, или Самовар на колёсах

Город Ирбит, Свердловская область, Россия.

Это единственный в России музей мотоциклов, имеющий статус государственного. Музейный фонд насчитывает более 120-ти транспортных единиц. Это не только мотоциклы тяжёлого класса, но и автомобили, вездеходы производства ИМЗ; дополняют собрание музея 48 двигателей внутреннего сгорания. Иностранные, серийные ирбитские, уникальные единичные: так называемые байкерские кастомы — собранные вручную монстры дорог.

контакты музея

Адрес: г. Тула, д. Харино, ул. Кольцевая, д. 12 (р-н п. Иншинский)
Сайт: http://moto.tula.ru
Часы работы: Ежедневно с 11.00 до 18.00. Выходной - понедельник.
О групповых экскурсиях предупреждайте заранее.
Контакты Леонида Зякина: +7(905)6275115, e-mail: [email protected]

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

18 ноября 2014, в 17:46 +10
Другие статьи по темам
Место
 
8 главных музыкальных событий в Москве: декабрь
8 главных музыкальных событий в Москве: декабрь
Чего не хватает русским людям
Чего не хватает русским людям