В рамках акции «Ночь искусств» в доме Дворянского собрания прошла бесплатная презентация новой экскурсионной программы. В путешествие по залам легендарного здания отправилось не более 20-ти человек (включая представителей СМИ): туляки, как оказалось, не очень-то интересуются подобными мероприятиями. И зря! Интерактив, яркие герои, живая музыка, насыщенность занимательными фактами и историями — все это не просто интересно, это завораживает, гармонизирует, освобождает от повседневных проблем.
Программа открылась воздушным голосом скрипки. После короткого музыкального вступления заслуженный артист РФ Яков Нускольтер начал свой рассказ о том, с чего началось строительство здания и какие события происходили и до сих пор происходят в его стенах. «В начале 30-х годов 19 века для реставрации Тульского оружейного завода в Тулу был прислан блестящий архитектор Федосеев Василий Федосеевич, — поведал Яков Нускольтер. — Он участвовал в создании таких архитектурных шедевров как Александрийский театр и Елагин дворец. Тульское дворянство, воспользовавшись присутствием такого необыкновенного в отношении искусства человека, позволило себе обратиться к нему с такой просьбой: создать проект здания для Тульского губернского дворянского собрания. И, представляете, он любезно согласился это сделать. В 1833 году такой проект был готов. Впоследствии он мало изменился, но, к сожалению, строительство велось чрезвычайно долго. В 1852 году Дом Дворянского собрания открыли, но потом, в течение еще многих лет, продолжали вести отделочные работы».
В Доме Дворянского собрания выступали выдающиеся деятели литературы и искусства. Здесь побывали Ф.И. Шаляпин, Н.Н. Фигнер, Л.В. Собинов, Л.В. Нежданова, С.Ф. Рахманинов, Н.Н. Асеев, В.В. Маяковский и многие другие. «Первые слова Маяковского в этом зале были таковы: «Меня не читают и не любят капиталисты, но меня не читает и пролетариат, поэтому я приехал к вам, — с упоением рассказывал Яков Нускольтер. — Здесь поэт прочитал «Левый марш», «Стихи о советском паспорте» и многие другие свои произведения, которые вызвали несомненный восторг у публики».
«Дорогие гости, просим вас пройти в следующий зал», — за этим приглашением второго экскурсовода, юного артиста Тульской филармонии, последовал рассказ о тульских усадьбах. На экране замелькали фотографии дворянских гнезд: «Некоторые усадьбы нашей области (например, усадьба Хомяковых — Богучарово) работают сейчас как музеи, а другим (к примеру, Колосово) только предстоит возродиться», — пояснил экскурсовод.
Среди представленных музейных экспонатов в зале был один секретный объект, скрываемый от глаз посетителей плотной скатертью.
Что находится под тканью, артист не сказал, зато дал подсказку: тайна связана с возрождением дворянских усадеб. Долго мучиться в догадках нам не придется: экспонат покажут уже в следующем году.
А в третьем зале нас ждал… секретарь, управляющий и личный смотритель имения купца первой гильдии Александра Степановича Баташева, который, представившись, сразу же попросил у публики приветственных аплодисментов. «Его сиятельство Александр Степанович сейчас в отъезде-с и строжайше приказал ничего без его ведома руками не трогать, — манерно проговорил секретарь. — На губернаторский диван и на губернаторское кресло садиться можно, но (!) с личного разрешения Александра Степановича. А он такого распоряжения не давал, поэтому, простите, нельзя». Портрет А.С. Баташева был презентован гостям с не меньшей любовью, чем самовары фабрики его семейства: «Отец наш родной и кормилец», - осторожно протирая картину, пропел секретарь. Преданность героя купцу умело сочеталась с легким, добрым юмором: «Как всем известно, художники любили писать портреты неизвестных дам, которые потом становились очень известными. У нас с вами два таких прекрасных портрета — неизвестная дама с розой в волосах и неизвестная дама в коричневом платье. Висят они здесь неслучайно: дело в том, что Александр Степанович очень любил неизвестных барышень. Да и вообще, его отношения с женским полом складывались всегда очень презабавно».
Фраза «Смешно, что поделать», произносимая артистом с особым восторгом, стала настоящей «фишкой» вечера.
В следующем зале случилось то, чего никто не ждал: гостям пришлось танцевать! Когда кавалеры, смущаясь, наконец выбрали себе партнерш, заиграла музыка, и новоиспеченные танцоры закружились во французском вальсе. «Настоящий губернский бал, — шепнула мне одна из участниц экскурсии. — Только в повседневной одежде». Впрочем, даже в будничных нарядах все чувствовали себя частью чего-то возвышенного, грандиозного. Громкие аплодисменты и широкие улыбки доказали: бал удался!
Завершением презентации стало небольшое лакомство: в столовом зале гостям предложили отведать шоколадных конфет. Хоть людей собралось не так много, экскурсия прошла на ура: час пролетел, словно несколько минут. Настроение однозначно поднялось у всех! И, уже выходя из здания, несколько мужчин, расплываясь в улыбке, повторяли это забавное «Смешно, что поделать».
По словам министра культуры Тульской области Татьяны Рыбкиной, акция «Ночь искусств» проходит во всех регионах России в третий раз. 3 ноября музеи, филармония и библиотеки подготовили интерактивные программы, которые мог посетить любой желающий совершенно бесплатно. Лишь некоторые музеи брали деньги за вход со взрослых: за сами же экскурсии деньги не взимались. «Новая экскурсионная программа в Доме Дворянского собрания потом, может быть, с небольшими изменениями, будет показываться тем гостям, которые приедут путешествовать по маршруту русских усадеб», — отметила министр.