«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь». Константин Станиславский.
Владимир Шинкарев, художественный руководитель ТЮЗа, главный режиссер:
…У меня изначально не было выбора. Я понимал, что не вижу себя нигде, кроме театра. В детстве мы часто играли и ставили во дворе разные спектакли, даже «Золушку». Потом мне повезло, и я попал в ГИТИС. Когда меня спрашивали: «А что если у тебя не получилось бы?», не знал, что и ответить. Просто потому что такого исхода я и не предполагал.
…По окончании института нас распределяли на три года работы по разным городам. Мне в тот момент предложили Тулу, Владивосток и Махачкалу. Когда я уже собирался поехать во Владивосток, мне сказали, что придется жить в общежитии. Мягко говоря, такое заявление меня удивило. И я попал в тульскую филармонию, где отработал три года. Уже после мне предложили поставить спектакль в ТЮЗе; так я и остался.
…Профессия актера безумно сложная. Они, можно сказать, люди с оголенными нервами, безумно ранимые и чувствительные натуры, которые остро воспринимают критику. Все люди нуждаются в любви, а актеры — особенно. Актера нужно любить и лелеять. Именно так режиссер может воспитать хорошего актера.
…Для нас каждый день — это день театра. Мы стараемся выкладываться по полной на каждом спектакле. Из-за этого я никогда не понимал и не пойму зрителей, которые сразу после окончания выбегают из зрительного зала, не уделив внимания актерам. Эти люди играли для вас на протяжении двух часов — конечно же, подобное отношение ранит актеров.
Денис Ляпин, балетмейстер, художник-постановщик, актер ТЮЗа:
…Хореографом-постановщиком я начал работать с 1999 года в танцевальном коллективе. В Тульском театре юного зрителя в качестве балетмейстера я работаю с 2004 года, а через год здесь же началась моя актерская деятельность. В 2014 году также состоялся мой дебют в качестве художника-постановщика со спектаклем «Алые паруса Артура Грэя».
…Сцена меня привлекала всегда. В детстве это различные выступления в родном ДК, мероприятия в школе. Но все это было непосредственно связано с хореографией, о театре я тогда не помышлял. Знакомство с ним в профессиональном плане состоялось внезапно, по приглашению Владимира Степановича Шинкарева. Театр тогда ставил спектакль «Приключения Пиноккио», и мне предложили поставить для него хореографию. В итоге задержался в театре до сих пор.
…В театре балетмейстер — это постановщик танцевальных номеров в спектаклях. И, пожалуй, главная задача для него — чтобы эти номера не получались существующими отдельно от самого спектакля. Поэтому много внимания уделяется работе не только с артистами, но и с режиссером-постановщиком. Очень важно понять и уловить основную мысль и идею режиссера, чтобы ни в коем случае не идти с ним в разрез.
…Тульский ТЮЗ — это одна большая семья, и традиции семейности здесь сохраняются вот уже 92 года. И это не просто слова. Многие иные работники культуры, оказавшись однажды в стенах нашего театра, непременно замечают необычайное тепло и домашний уют. Во многом это отличает наш театр от других. Но при этом тульский ТЮЗ с «характером»: он либо принимает тебя, либо нет. Мне очень повезло, у нас с ним взаимность с первого взгляда.
Екатерина Наумова, звукорежиссер ТЮЗа:
…Театральный звукорежиссёр — это профессия, предполагающая не только знание и владение узкоспециальными техническими навыками. Здесь нужны и творческие способности, умение «чувствовать» действие и замысел режиссёра. Звукорежиссёр в театре «озвучивает» спектакли, мероприятия и репетиции, составляет «музыкально-шумовые партитуры», разрабатывает концепцию звучания каждого мероприятия согласно творческому замыслу. Также мы занимаемся подбором и установкой необходимого оборудования для театральных постановок, звукозаписью и обработкой музыкального оформления. Подбираем шумовое оформление. Расстановка, развеска микрофонов, размещение радиосистем, в том числе «обклейка» так называемых «петлиц» на артистах… Подбор и создание специальных эффектов обработки голоса и музыки…
… Музыка в спектакле, на мой взгляд, — это ещё одно действующее лицо, персонаж, незримый, но очень важный в сценическом повествовании. Он должен быть органичным, живым, искусно взаимодействующим с актёрами.
Музыку для предстоящих постановок в основном режиссёры предпочитают подбирать сами. Мы помогаем дооформить эту мысль с помощью монтажа и выстраивания нужной динамики, «микширования».
Оксана Кагальникова, член Союза художников России, художник по костюмам спектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино» ТЮЗа:
…По образованию я педагог, окончила Орловский государственный университет имени
…Художник по костюмам должен создать подходящий образ для героя, особенно важно, чтобы зритель мог его считать. Изначально режиссер и художник-постановщик выбирают саму концепцию спектакля, именно от их решения зависит, будут ли костюмы воссоздавать прошлые эпохи или же они будут нести какую-то символику. Например, в «Золотом ключике» главная задумка — показать бал-маскарад в венецианском стиле, поэтому главным атрибутом я выбрала маску.
…Театр в первую очередь — творчество коллективное. Художник по костюмам создает эскиз, а швеи решают, возможно ли задумку воплотить в реальность. Материалы тоже мы выбираем сами исходя из отведенного на спектакль бюджета. После проходят смотры сшитых костюмов на актерах, где оценивается работа. Костюм — неотъемлемая часть образа, помогающая актеру лучше чувствовать и передавать роль. В той же степени важна и обувь персонажа. Лиса Алиса из «Буратино» в оригинальной сказке хромает на одну ногу, поэтому для воссоздания образа мы решили сделать ей две разные туфли — одна на каблуке, а другая — обычная балетка.