На большие экраны страны вышел фильм «После тебя», рассказывающий о жизни знаменитого артиста балета Алексея Темникова. Главную роль в нём сыграл Сергей Безруков. А сценаристом и режиссером картины выступила супруга артиста Анна Матисон.
— Сергей, роль Темникова была написана специально для вас. Такое в вашей карьере бывало часто?
- Два раза. Первым фильмом стал «Есенин», который снимался по книге моего отца. А это — второй сценарий, который был написан под меня. Я благодарен Анне. Ведь это редкий случай, когда актеру везет настолько, что у него есть личный сценарист и режиссер, который действительно подарит роль. Мне как артисту очень важно развиваться, не стоять на месте. И в этом большая заслуга режиссеров, которые увидят в актере что-то новое, а не будут тиражировать то, что и так уже было пятьсот тысяч раз.
— В фильме у вашего героя на шее висит крестик и иконка. Насколько религия важна для вас? Во что вы сами верите?
- Это не у героя, это у меня. И я их никогда не снимаю. Сразу оговорюсь: я и мой герой — это совершенно разные люди. Я таким никогда не был и, дай Бог, никогда не буду (улыбается). Его поведение в обществе и с близкими людьми чудовищно, я впервые сыграл такого откровенного подонка. Было интересно сыграть такую отрицательную личность. Мы только потом начинаем понимать, насколько больно ему внутри.
Ему так больно, что он готов обижать каждого, кто находится с ним рядом, но в первую очередь он обижает самого себя.
Да, в его жизни произошла трагическая ситуация, он получил травму. Но можно закрыться от всех, а можно попытаться создать действительно настоящую школу, а не то заведение для богатых тётечек, которое он имеет. При этом он их презирает, но сам ничего серьезного так и не сделал: не подготовил ученика, не создал балет, который хотел все эти годы поставить, не стал хореографом… Темников — абсолютно гениальный человек в своей профессии, но только в последний момент он очнулся. Он не попробовал — он струсил. Представьте: 20 лет быть трусом — и ничего не сделать для своей профессии, которую он бесконечно любит. Он трус! И сам себе в этом признается в монологе в троллейбусе. Он, как минимум, презирает самого себя.
— Как вам работалось с супругой на съемочной площадке?
- Аня — очень чуткий и вежливый режиссер, с ней невероятно легко работать. Эта картина — целиком и полностью ее заслуга. На площадке всегда царила атмосфера любви: ни одного бранного слова! Я, наверное, впервые снимался в кино, в котором никто ни с кем не ругался. Все вежливые, тактичные. Мне кажется, это отношение потом лучшим образом отражается и на самой картине.
— Чем еще эта лента интересна лично для вас?
- Я соскучился по фильмам, в которых нет пошлости, по умным картинам, где есть над чем подумать. Мне кажется, этот фильм — единственная попытка за последнее время вернуть серьезного умного зрителя в кинозал. Мне недавно сказали, что сейчас в Европе мода на беспопкорновые кинотеатры, они пользуются большим успехом. Может быть, пришло время вернуться к тому, что было когда-то при Советском Союзе?..
— Во время работы над фильмом были сложности?
- Было сложно ходить всегда с идеально прямой спиной и не выпадать из образа, который мне внутренне ненавистен. Это было ужасно. Но я постарался сделать все возможное. Я целиком и полностью доверял Ане. В картине есть сцена, когда мой герой впервые за эти 20 лет выпивает. Казалось бы, это элементарная физиология: сыграть немного выпившего человека. И мне, как человеку непьющему, это было очень интересно. Эту сцену мы репетировали и снимали очень долго. Аня постоянно говорила: «Не то! Да, хорошо — но это не Темников!» В какой-то момент я стал злиться на себя: у меня не получалось! А ведь я уже столько раз играл пьяного! Но мы искали. И наконец Аня сказала: «Вот сейчас ты попал! Да, это именно он!» В свои 43 года, сыграв столько ролей, это было потрясающе — выдохнуть и сказать самому себе: «Ух! Получилось!»
— Вы сами серьезно занимались танцами?
- В Школе-студии МХАТ очень любил дисциплину «танец», поэтому станок я помню до сих пор. Для меня придумать, каким я могу быть танцором балета, — это не просто фантазия. Я драматический актер, но многому учился и помню это.
— Есть люди, которыми вы восхищаетесь в этой сфере?
- Я большой поклонник хореографа Пины Бауш, очень люблю современный танец.
А еще я являюсь поклонником бесспорного гения, который жив и ныне, — Михаила Барышникова. Преклоняюсь перед ним.
Сразу вспоминаю фильм «Белые ночи», который я засмотрел до дыр, и его эмоциональный танец под Высоцкого. На съемках фильма рядом с нами был известный хореограф Раду Поклитару. Он поставил финальный танец под Гаврилина, но когда я его танцевал, то внутренне все равно думал о том, как бы гениально это сделал Барышников. Я же, в силу своей актерской профессии, старался это, скорее, сыграть. Но Раду в меня поверил. Девяносто процентов танцевал я сам! Конечно, у меня был дублер — Денис Матвиенко, все прыжки исполнял он. Для того чтобы так прыгать, нужно с детства заниматься хореографией и быть актером балета. Кстати, с Барышниковым я успел лично познакомиться. Прошлым летом ездил на премьеру в Ригу, куда он приезжал со спектаклем «Письмо человеку», поставленным по дневникам танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. Барышников — замечательный, скромный, потрясающий человек. Я даже успел с ним сфотографироваться. Знаете, кто-то мечтает о фотографии со мной, и я это не очень понимаю (улыбается). Но зато я прекрасно помню свои чувства, когда я сфотографировался с Барышниковым. Это такое ощущение счастья и внутреннего восторга!
— А вы не предложили ему посмотреть фильм?
- Мне бы очень хотелось, чтобы он увидел картину. Я передал ему диск. Мне интересна оценка таких мастеров. Тем более что эта история — не про балет, она про характер, про человека, который уничтожил самого себя, чтобы воплотить свою идею в жизнь.
— Вы говорите, в первую очередь, о людях искусства?
- Это касается каждого из нас, не только людей творческих. Любой человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: что я оставлю после себя в этой жизни? Мы недаром вместе с благотворительным фондом Константина Хабенского придумали акцию, которая будет идти до 16 апреля. На определенный номер можно отправить СМС с суммой денежного перечисления — и так помочь детям, которые борются с тяжелыми болезнями. И так же можно после себя оставить что-то хорошее и доброе. Даже элементарные 100 или 300 рублей. И уже будет возможность сказать самому себе, что ты спас чью-то жизнь…
Сергей Безруков родился 18 октября 1973 года в Москве.
Актёр театра и кино, театральный режиссёр, продюсер, сценарист. Народный артист РФ.
Художественный руководитель Московского губернского драматического театра.
Окончил актёрский факультет Школы-студии МХАТ (мастерская Олега Табакова).
Увлекается живописью.
Семья: жена Анна Матисон, дочь Мария. В конце 2013 г. СМИ, со ссылкой на отца Безрукова, сообщили, что у Сергея есть дочь Александра и сын Иван от актрисы Кристины Смирновой.
Избранная фильмография: «Азазель», «Бригада», «Есенин», «Участок», «Московская сага», «Мастер и Маргарита», «Ирония судьбы. Продолжение», «Каникулы строгого режима», «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Автор: Екатерина Шитикова.