Мотоциклы на службе в правоохранительных органах нашей страны были, кажется, всегда. Еще до Великой Отечественной в частях НКВД использовался двухколесный транспорт. В послевоенное время автомобильное движение начало оживляться, но машины были роскошью, их было мало, а вот более дешевой мототехники — много, и ее нужно было контролировать. Для этого улицы и патрулировали милиционеры на мотоциклах. Но пока еще на разноцветных, среди которых спецтранспорт было не узнать.
В 50-х МВД стандартизировало окраску милицейских мотоциклов, в основном «Уралы» были красно-синими. В 60-х — уже желто-синими.
1969 год. Инспектор Леонид Нефедов следит за дорожным движением.
Отдельная мотогруппа для особых участников движения — двухколесных — появилась в Туле в 2012 году: 8 сотрудников на шустрых мотоциклах выезжают на улицы города и области в теплый сезон, с апреля по октябрь.
2023 г. Теперь же мотоциклисты ГИБДД выглядят вот так.
Объекты их пристального внимания — мотоциклисты, скутеристы, любители «квадриков» и прочего похожего транспорта.
Мотогруппа — это 8 человек на 8 мотоциклах — сотрудники мотогруппы отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по Туле и отдельного специализированного взвода УГИБДД по Тульской области.
О работе отдельного специализированного взвода ДПС УГИБДД по Тульской области рассказал его командир Алексей Кожевников.
Как работает мотогруппа
Работа у «байкеров в погонах» почти такая же, как и у всей ДПС, но чуть более узкая в прямом и переносном смысле: прибытие к месту ДТП, преследование, остановка правонарушителей — там, где служебный автомобиль не протиснется, а мотоцикл будет более мобилен.
А еще они нужны в местах систематических нарушений правил водителями мототранспорта.
— Это самая большая и массовая проблема — подростки на питбайках. В основном они ездят без прав, пьяных попадается мало. Причем чаще — в поселках и деревнях, в Туле с этим больше порядка. Родители приобщают детей «к спорту», покупают им питбайки. В итоге о спорте там речи не идет — ребята просто опасно гоняют по проселочным дорогам и трассам.
Есть ли у мотогруппы особые правила работы? Говорят, нет.
— У них такие же полномочия, как у сотрудников на автомобилях. Но основное их внимание сосредоточено именно на мототранспорте.
Для остановки участников движения мотобайкеры используют спецсигналы — маячки и звуковые — почти так же, как на обычной «патрульке», плюс — жесты рукой. Между собой общаются по рации — переговорные устройства установлены в шлемы.
Патрульные мотогруппы могут остановить и водителя автомобиля. При этом водители удивляются: «Почему вы? Вы же за мотоциклами гоняетесь, а я причем?» Приходится объяснять, что они такие же обычные инспекторы ДПС.
Так как в группу входят сотрудники и тульского батальона, и областного взвода, территория обслуживания у мотогруппы не только город.
— По служебному заданию мы можем отправиться в любой район области, в любую ее точку, если того требует оперативно-служебная обстановка, будь то жалоба жителей Киреевского района на гоняющих на питбайках подростков или «Дикая Мята».
Обычно мотогруппа работает с 12.00 до 00.00.
Но многое зависит и от погодных условий. Например, на «Дикой Мяте», когда была кромешная жара, смену сместили на менее жаркое время — с 15.00 до 3.00 ночи.
Шутка ли — ребята одеты в форменные куртки и брюки, на голове — подшлемник и шлем с рацией. И за смену накатывают от 200 км. В жару непросто!..
Когда теплый сезон заканчивается, а обычно это бывает в октябре, «байкеры в погонах» уходят в «спячку»: зачехляют мотоциклы и садятся на обычные патрульные автомобили.
Как отбирают кадры для мотогруппы?
Чтобы стать сотрудником мотогруппы, наличия открытой категории А в правах и желания недостаточно. По словам командира, отбирают тех, у кого есть свой мотоцикл, кто буквально «живет» этим.
Но подробнее об этом расскажут сами ребята.
— Мотоциклы люблю давно! Лет с 16 гонял еще, помню, на «ИЖ Планете-5» — с них начинал. Потом были более современные. Соответствующая категория в правах давно открыта. Очень люблю квадроциклы, снегоходы — всю такую самоходную технику. Но на ней — в свободное от службы время. А на работе у меня 800-кубовый BMW GTF, 90 «лошадок». У нас есть BMW, есть Honda — все резвые! За каждым сотрудником закреплен свой мотоцикл, мы за ним следим, как за своим.
На улицах Тулы к нам уже давно привыкли, все знают, что есть мотогруппа. А когда мы появляемся в районах, иногда можем удивить!)))
Как-то дежурили на фестивале «Дикая Мята», заехали на обед в Алексин. Стоим в районе заправки, едим. И тут — на ловца и зверь бежит! — молодой парень на грязнющем кроссовом мотоцикле. Без шлема, соответственно, без нужной категории в правах. Он аж дар речи потерял: не ожидал никак в Алексине целой мотогруппы. Его мотоцикл нам пришлось забрать на эвакуаторе. Расстроился он жутко.
Еще одних недавно «удивили» в Узловой: они как-то дворами, дворами все пытались скрыться, кружили-кружили, пытались нас обмануть и в итоге сами себя обманули: попали в тупик, где мы их и остановили.
Родители, покупая детям питбайк, явно не рассчитывают на то, что они будут гонять по трассам и улицам. Тем не менее они должны понимать, что у подростка нет прав, что питбайк — не городской транспорт и что за ребенком в этом случае трудно уследить. Мы разбираемся по каждому факту, составляем материалы. Родители говорят: «Ну что делать? Я купил по лесу кататься, под мою ответственность...»
Так что если рисовать собирательный портрет нашего самого частого нарушителя — это будет как раз подросток на питбайке.
Палка о двух концах получается. Да, ребенок приобщается к технике, умеет с ней обращаться, проводит время с компании увлеченных людей, а не просто курит в подворотнях. С одной стороны, это хорошо! С другой — подростки нарушают ПДД и подвергают жизни опасности. На кроссовом мотоцикле можно кататься лишь на одной специализированной трассе — в районе стадиона «Металлург».
Для инспектора отдельного специализированного взвода дорожной службы Максима Кузнецова служба в мотобате стала продолжением хобби.
— Я с техникой с семи лет на «ты». Благодаря своим родителям и своему тренеру с детства успешно занимался мотокроссом. Раньше был клуб от завода, «Тулица», — начинал там. Потом всё перешло в частное русло. Участвовал в соревнованиях, даже показывал хорошие результаты: был, например, победителем молодёжного первенства России в подростковом возрасте.
Потом поступил в вуз на специальность «физкультура и спорт», хотел полностью отдать жизнь спорту. Успешно закончил вуз, отслужил срочную в ВДВ, после армии сразу открыл категорию А.
А потом в Туле появился мотобат, и это решило всё.
Дома у меня два кроссовых мотоцикла Yamaha 450, премьер-класса. Но сейчас в соревнованиях я уже не участвую — работа, семья. Так что 9 июля на чемпионате России по суперкроссу буду лишь зрителем.
Работа в мотогруппе для меня — это драйв. И порядок навести на улицах тоже хочется. Люди легкомысленны, часто совершают опасные поступки, но на то мы и служим в ГИБДД: найдем, остановим, разберемся.
Недавно несли службу в Киреевском районе и возле Болохово встретили подозрительного мужчину на мотоцикле. Наш сигнал об остановке он проигнорировал, пролетел навстречу на большой скорости, я развернулся и поехал за ним. Он петлял, вилял, заехал в гаражи, пытался скрыться через них. В итоге я немного «зажал» его, ему пришлось остановиться. Он соскочил с мотоцикла, пытался убежать. Я вызвал по радиосвязи других сотрудников.
Оказалось, мотоциклист был пьян, уже ранее лишен прав за нетрезвую езду. Теперь ему грозит уже не административная, а уголовная ответственность. Его дело сейчас рассматривают в суде.
С начала этого сезона сотрудники мотогруппы задержали:
- 36 бесправных водителей,
- 3 водителей, которые отказались от медосвидетельствования,
- 4 водителей, которые уже были привлечены за пьяную езду и снова сели за руль в состоянии опьянения; их ждет уголовное наказание по ст. 264 УК РФ.