В Ефремове, откуда Александр Федорович родом и где преподает математику уже почти полвека, он человек-легенда. Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, педагог-новатор, почетный гражданин города Ефремова. Он основал и долгое время руководил ефремовским физико-математическим лицеем, который входит в рейтинг топ-200 школ России по конкурентоспособности выпускников.
Мы поговорили с Александром Федоровичем о его любимой математике, талантливых учениках, проблемах образования и счастье быть Учителем.
…Я родом из семьи рабочих и служащих. Мама — медсестра, отец — помощник машиниста. А жили мы в пригороде Ефремова. Начиная с 6-го класса я мечтал стать учителем. Почему? Наверное, потому что видел: в школе есть люди, которым там не место. Они не помогали развивать таланты и способности своим ученикам. Мой юношеский максимализм требовал: равнодушные должны уйти, а на их место должны прийти лучшие! Я до сих пор храню вырезку из журнала, где писали, что в Финляндии в учителя берут только лучших выпускников вузов и только тех, кто проявляет склонность к преподаванию.
…В 10-м классе я перешел в другую школу — именно из-за математики, вернее, методики ее преподавания. В новом классе с математическим уклоном преподавал Юрий Филиппович Безменщиков. Я его считаю своим Учителем. После окончания пединститута по его предложению я вернулся в школу — уже как преподаватель математики. Потом был техникум, куда ушел руководителем Юрий Филиппович. Он позвал меня с собой — 10 лет я учил математике студентов техникума.
…Почему именно математика? Как говорил великий Карл Гаусс, «математика — царица наук». Знание математики влияет на способность изучать другие предметы — физику, химию, экономику; без нее невозможно программирование и создание нейронных сетей. Она учит логически мыслить, организует мыслительную деятельность. Простой факт. В нашем лицее есть призеры не только олимпиад по математике, но и по русскому языку, и по литературе. Мы конкурируем с гимназиями! А все потому, что, как отмечают учителя, наши ученики не делают логических промахов в рассуждениях, знают, как обосновать и доказать свое предположение.
…Наш лицей вырос из одного класса: на базе школы № 9 мне выделили помещение — для общегородского класса с углубленным изучением математики. Я ходил буквально по домам и набирал в класс способных ребят. Вместе с ними и их родителями мы отремонтировали свой класс, сделали хорошую распашную доску.
…Мы фактически отказались от «кабинетной» системы. Потом этот принцип я внедрил и в лицее. Не ученики идут на урок к учителю, а он приходит в класс к ученикам. Тем более что преподавали в математическом классе предметники из других школ, не из 9-й школы. А что такое кабинет географии или истории, где кроме карт ничего такого «кабинетного» и нет?! Одно название. Исключение — только кабинеты физики, химии и информатики. Ну и спортзал еще.
…Главный плюс такого подхода — школьники сидят за партами, которые подходят им по росту и возрасту (по требованиям СанПиН школьная мебель разделена на три возрастные группы. — Прим. авт.). И школьная мебель «растет» вместе с учениками — парты периодически калибруют по росту ученика. Это помогает сохранить осанку.
Еще один плюс — ученикам не нужно судорожно по звонку собирать свой портфель и бежать на другой этаж на следующий урок. Вы были когда-нибудь в школе во время перемены? В обычных школах это потоки детей, которые бегут по лестницам в разных направлениях. Им даже пообщаться некогда. А ведь это тоже задача школы — научить детей жить в коллективе, выстраивать коммуникации.
В моем математическом классе, а потом и в лицее, у ребят было по 12 уроков физкультуры в неделю. Да-да, два урока в день! Причем на свежем воздухе — я сам лыжник и байдарочник, и считаю, занятия на свежем воздухе в любую погоду полезны для здоровья. Брошенное помещение бывшей котельной рядом с 9-й школой мы переоборудовали в спортбазу — сделали раздевалки для девочек и мальчиков, душевую кабину и комнату для отдыха, где после лыжных гонок пили чай. А ребята даже собирались и отмечали дни рождения. Многие завидовали такому братству.
…Я был для учеников своего класса и классным руководителем, и учителем математики, и учителем физкультуры. Много общался с детьми, в том числе в неформальной обстановке. У нас была традиция — всем классом уходили в многодневные летние походы на байдарках. Некоторым моим выпускникам уже за 40 лет, а они до сих пор с теплотой вспоминают эти походы. И своими семьями теперь ходят на байдарках.
Два выпуска математического класса показали очень хорошие результаты — выпускники поступили в престижные вузы.
В 1998 году нашей команде отдали здание старого детского садика — под создание физико-математического лицея. Это уникальное учебное заведение, созданное руками учителей, родителей и детей. Настоящая народная стройка. Мы заменили всё — канализацию, отопление, крышу, сломали все перегородки и сделали классы. Стройка продолжалась 8 месяцев, вечерами и в выходные. Сейчас, думаю, такое невозможно.
…Я возглавил лицей и руководил им до 2014 года. Конечно, будучи директором, я уже не мог столько времени уделять ученикам, как раньше. Но основные классные принципы работы я перенес в лицей. Сейчас я веду математику в 10 классе. Предпочитаю брать первые уроки — сам я «жаворонок», да и ребятам легче учиться на свежую голову.
…Основа успеха любой школы — это учителя. Я собрал команду единомышленников — искал по всему Ефремову учителей, которые хотели бы работать со способными талантливыми детьми, углубленно преподавать физику, математику, химию, профессионалов своего предмета. И главное — чтобы они хотели отдавать детям по максимуму знания. Сейчас в Ефремовском физико-математическом лицее работают лучшие педагоги-предметники Тульской области!
…Наш лицей можно смело назвать семейным — 120 учеников с 7-го по 11-й класс. Каждый год набираем в седьмой класс 28 учеников. У нас работают четыре учителя математики. По остальным предметам — по одному учителю. Кстати, у нас 50% преподавателей — мужчины. А возглавляет сейчас лицей моя дочь Вера. Она закончила МГТУ им. Баумана, преподает математику и информатику. Все учителя знают всех учеников, их родителей. У нас нет никаких барьеров в общении, есть одна общая цель — вырастить детей конкурентоспособными, чтобы они на равных могли соревноваться при поступлении в престижные вузы с выпускниками Москвы и Петербурга.
…Сейчас в нашей стране высокий спрос на программистов. С высоких трибун предложили: в КАЖДОЙ школе создать классы с углубленным изучением предмета. Сказать-то просто… Можно вложить деньги и закупить компьютеры, а кто преподавать-то будет?! Вкладываться надо не в проекторы и компьютеры, а в учителя! Понятно, что вложения в систему образования дадут отдачу лет через 20. Но без этого нет будущего у всей страны.
…Свою кандидатскую диссертацию я посвятил «Формированию социальной позиции успешности выпускников образовательного учреждения провинциального города». В глубинке, а Ефремов — небольшой населенный пункт, около 35 тысяч жителей. Здесь нет университетов и институтов, до ближайшего педвуза в Ельце 70 км, до ТулГУ — больше ста. Ефремовские дети не имеют возможности общаться с преподавателями вузов и посещать подготовительные курсы лично. И все-таки наши ученики на равных соревнуются с тульскими по математике, физике, химии. Талантливые дети есть везде. И для них нужно создавать условия, организовывать лицеи и гимназии. Считаю, в каждом городе с населением свыше 30 тысяч человек должен быть лицей с углубленным изучением математики! Очень важно дать мальчишкам и девчонкам почувствовать вкус успеха, показать, что они могут всё.