
Магический реквизит Дмитрия Цветкова
Шинели Цветкова предстают перед нами как сугубо магические объекты, и в своей чрезмерности как будто претендуют на сверхсовершенство. Они намеренно однозначны, сверхнаглядны, как будто доступны для понимания, ибо на первый взгляд не содержат в себе никаких дополнительных смыслов, а являют чистое зрелище, подобное древнему театру. Или культу.
Их интересно рассматривать как некую знаковую систему. Чрезмерность в ней выступает знаком Честности или чистого жеста. «Люблю Отечество и за него горой!». Чего ж тут непонятного? Идеальная умопостижимость, никакой двусмысленности.
Еще один «субстрат» искусства Цветкова — блеск. Блестеть — значит преуспевать? И вот в нашей системе появляется знак Успеха. Мощный тотем современности, не правда ли? Достаточно взглянуть на рекламные витрины книжных магазинов, или прогуляться по ТВ-каналам, чтобы почувствовать как «флюид» духовности заменяется на резкий запах успеха и связанных с ним удовольствий.
И даже осязаемая мягкость становится культом, объектом поклонения, если понимать ее как Комфорт или респектабельность.
Итак, Упрощение, Успешность и Комфорт. Чем не портрет современного почти одомашненного божка?
Шинели Цветкова функционируют как будто с предельной ясностью, сами себя дискредитируют (выдавая себя за китч), и лишь для немногих обнаруживают свое назначение. Какое? Есть ли у знаков своя мораль? Какие смыслы спрятаны на других уровнях восприятия? «На груди моей для всех Виден лишь небесный луч, Пестр, как Жизнь, и груб, как Грех». Мораль сказки как всегда в имеющейся у всего на свете изнанке, во взаимосвязанности успеха и саморазрушения, геройства и злодейства, дара и расплаты и т.д., т.д., т.д..
При этом сам художник не ставит диагнозов. Диагнозы ставим мы — зрители, кураторы, искусствоведы, дерзко надевая шинели на разные темы: государственность, иерархию, идентичность, фобии, патриотизм, игру.
Что ж, сегодня шинели Цветкова — это Тотемы. Да будет так.