Встреча с режиссёром: Борис Хлебников
Показ фильма «Свободное плавание» и «Пока ночь не разлучит».
Борис Хлебников родился в Москве. Закончил киноведческий факультет ВГИКа. Режиссер двух короткометражных фильмов (совместно с Алексеем Попогребским). В полнометражном кино дебютировал совместным с Алексеем Попогребским фильм «Коктебель» — спецприз жюри на 25-м Московском кинофестивале. В 2006 году снял фильм «Свободное плавание» (приз за режиссуру на фестивале «Кинотавр» в Сочи, две Национальных премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» — за фильм и режиссуру). Именно фильм «Свободное плавание» мы предлагаем посмотреть и обсудить с режиссером 22 ноября в Доме культуры «Ясная Поляна».
Станислав Зельвенский, журнал Afisha:
Хлебников вновь, как и в сделанном им в соавторстве с Алексеем Попогребским «Коктебеле», демонстрирует исключительное чувство кадра и ритма, чуткость к микродвижениям — качество, без которого оба фильма издавали бы лишь монотонное журчание.
«Свободное плавание» — почти что диафильм; если играть в китайскую рулетку, примерно так: животное — кошка, фрукт — яблоко, картина — пейзаж, песня — на трех аккордах и без припева. В том, как виртуозно Хлебников прикидывается святой простотой, чудится какая-то расчетливость, но чудится скорее по инерции: слишком давно российское кино не знало искреннего примитивизма.
Москвич Хлебников — продукт окраины в самом необидном смысле слова. Окраины, которой являются, например, и Финляндия, и Грузия, и Огайо: заклинание «джармуш-каурисмяки-иоселиани» (во всех трех случаях, причем с поправкой «ранний») в отношении режиссера уже произнесено с разных трибун столько раз, что и повторять стыдно, но некий гипотетический ранний Джаркауриани действительно, наверное, подписался бы под «Свободным плаванием» с радостью.
После обсуждения фильма «Свободное плавание» мы предлагаем всем посмотреть одну из последних работ Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» (начало — 22 ноября в 17.45).
Кинокритик Антон Долин:
Абсурдистская (что может быть бессмысленней и, вместе с тем, многозначительней чужой подслушанной беседы?) камерная комедия, в которой засветилась толпа знаменитостей. Алена Долецкая и Василий Уткин, Оксана Фандера и Василий Бархатов, Алиса Хазанова и Мария Шалаева, Максим Лагашкин и Александр Робак, Артем Семакин и Агния Кузнецова, Анна Михалкова и Авдотья Смирнова сидят за столиками и разыгрывают сценки: бизнес-леди с партнером-прохиндеем, два деловых человека из провинции, гламурные подруги с бодуна, безденежная богема, забежавшая на бизнес-ланч…
Перед нами — не просто комические зарисовки из жизни высшего света, а полноценный срез всей сегодняшней России. Своеобразная энциклопедия русской жизни, пусть и миниатюрная, карманная. Есть в ней и центральный герой, здешний Евгений Онегин, — хотя по нему не скажешь, ведь весь фильм напролет он молчит. Это безымянный персонаж Сергея Шнурова. К нему за столик подсаживаются один товарищ за другим, и каждый себе наливает — только он сам не пьет: разгрузочный день. Не пьет, не пьет, не пьет — а глаза наливаются кровью, и музыка сфер в исполнении дежурной арфистки на соседнем подиуме бесит до слез. Ясное дело, развязка в такой ситуации может быть одной-единственной: сорваться, опрокинуть рюмку в глотку и превратить наконец-то благочинный ресторан в поле брани. Вот и закономерный финал: классический русский застольный мордобой.