Напомним, что Экспертный совет по региональным печатным СМИ был сформирован при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по предложению Президента РФ Владимира Путина. В него вошли главные редакторы и директора издательских домов наиболее влиятельных печатных СМИ из восьми федеральных округов Российской Федерации, в том числе гендиректор и издатель «Слободы» Вера Кирюнина, руководители общественных медиаорганизаций, Минкомсвязи и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
На повестке дня первого заседания были оргвопросы, подготовка к первому общероссийскому совещанию по повышению эффективности и конкурентоспособности региональных СМИ в Екатеринбурге в ноябре.
Обсуждали эксперты и то, как выйти из кризиса распространения газет, возникшего в результате лишения «Почты России» госдотации.
По мнению экспертов, надо разрушать монополию почты и создавать альтернативные системы подписки на периодические издания.
Вообще вся система распространения газет и журналов требует обновления, ведь в розничной торговле периодикой тоже немало проблем. Например, есть обоснованные нормативы для точек продаж печатной продукции. Министерство проводит исследования по регионам с составлением рейтингов, насколько читателям удобно покупать печатные издания, в каком состоянии эти самые сети по продаже СМИ. Объединенный рейтинг по всем регионам сетей распространения газетно-журнальной продукции представят в администрацию Президента РФ.
Обсуждался вопрос рекламного рынка, в котором много ограничений, рынок пережат, что мешает созданию и развитию рыночной среды в отрасли. А без этого невозможны эффективные экономические модели в издательском бизнесе. Есть вероятность вернуть СМИ и некоторые льготы по налогообложению – для повышения устойчивости СМИ.
Не должны «кошмарить издательский бизнес» и государственные органы – налоговая, антимонопольная службы, Роскомнадзор.
Не обошлось без просьб о конкретной финансовой помощи – некоторые эксперты-руководители региональных СМИ жаловались, что развиваться им мешают государственные газеты, забирающие и читателя, и рекламу. И тут слово взяла Вера Кирюнина, генеральный директор «Слободы», советник правительства Тульской области:
Вера Кирюнина
Государственные СМИ не мешают другим. Наоборот, в нашем регионе я по просьбе губернатора Владимира Груздева распространяю опыт работы и с розницей, и с рекламодателями, и саму организацию работы мультимедийных редакций «Слободы» на все СМИ региона.
Веру Александровну поддержал замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. Он привёл в пример Издательский дом «Слобода» как правильно и успешно работающий издательский бизнес и призвал изучать и тиражировать опыт успешных экономических моделей. Вере Кирюниной, гендиректору «Слободы», было предложено возглавить рабочую группу по распространению позитивного опыта региональной журналистики в другие субъекты РФ. Было предложено название этой группе – «Рецепт успеха».
Обсудили эксперты и кадровый вопрос издательского бизнеса. Кого и в каком количестве выпускают для СМИ наши вузы? Довольны ли подготовкой кадров издатели? На эти вопросы даст ответы исследование, которое проведут в регионах страны.