Уровень агрессивности детей растет. Об этом говорят психологи. Это, увы, подтверждают и поступки современных школьников: в феврале этого года 16-летняя тулячка организовала убийство родной бабушки, а 17-летняя школьница заказала избиение сверстника.
Что уж говорить об обычных конфликтах, которые постоянно возникают в школьной жизни?
О создании в школах служб примирения говорила еще экс-омбудсмен по правам ребенка Лариса Томкина.
Она выступила с предложением о создании в образовательных учреждениях так называемых служб медиации, или примирения.
В этом году впервые в пяти тульских школах в каждом районе города заработали примирительные службы. Это школы №40, №17, №52, №8 и №13. Также теперь в Туле есть городская служба примирения. Она располагается на базе центра психологомедикосоциального сопровождения «Преображение».
Наталья Кашурина, главный специалист управления образования администрации Тулы:
- С сентября существует городской проект создания школьных служб примирения. Все участники службы обязательно проходят обучение. В каждом районе Тулы уже прошли семинары по технологии работы школьной службы примирения.
Кто может стать медиатором
Медиаторы - это посредники, которые должны снизить уровень агрессии в школах. Ими могут стать как учителя и психологи, так и сами школьники. При этом медиатор не является «примирителем»: он не сглаживает конфликты. Он помогает найти реалистичное решение спора, которое удовлетворяло бы обе стороны конфликта.
Участник службы примирения должен обладать навыками коммуникативного общения, вызывать доверие у обеих сторон конфликта. Медиаторы будут решать споры не только между учащимися, но и между педагогами и школьниками, педагогами и родителями, родителями и их детьми, – в общем, между всеми участниками учебного процесса.
Цисана Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов:
Цисана Шамликашвили
В школах не должно быть отдельных штатных медиаторов. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода. В каждом образовательном учреждении должно быть 5-6 школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т.д.
Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное - предупреждение конфликтов. Для этого предполагается обучение детей и взрослых конструктивному поведению в условиях стресса, напряжения, в потенциально конфликтных ситуациях. Дети сами становятся распространителями идей медиации, отметила Цисана Шамликашвили.
Тульских медиаторов учат психологи центра «Преображение», а они, в свою очередь, участвовали в семинарах, которые проводит межрегиональная общественная организация «Судебно-правовая реформа». Именно эта организация создала систему работы с конфликтами для образовательной и социальной сферы.
Медиатор = психолог?
Чем медиатор отличается от психолога, - вопрос, который вполне может возникнуть. Ведь, по сути, психолог также работает с конфликтами в школах.
- Ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между школьным медиатором и психологом или социальным педагогом, - поясняет Цисана Шамликашвили. - У каждой из этих профессий есть свое предназначение. Школьный медиатор - это профессия, которая является дополнением ко всем тем специальностям, которые существуют в воспитательно-образовательном пространстве. Это и педагоги, и администраторы учебных заведений, и психологи, и социальные работники, и школьные инспекторы, и школьные омбудсмены. Родители также часто осваивают этот метод, получая знания о правильном взаимодействии с ребенком.
Инна Щербакова, уполномоченный по правам ребёнка в Тульской области:
Инна Щербакова
Если психолог в большей степени занимается восстановлением гармоничного состояния личности, то специалисты службы примирения раскладывают на составляющие части конфликтные ситуации и рассматривают их вместе со всеми участниками спора. Это не только работа с обиженной стороной, но и работа с обидчиком.
Кроме того, известно, что психологи сегодня не проводят непосредственно в школах много времени.
Сергей Хаидов, тульский психолог
Насколько мне известно, сейчас в школах работает совсем немного психологов, большинство работают от психологических центров. Но на самом деле очень важно, чтобы психолог в течение всего рабочего дня присутствовал непосредственно в учебном заведении.
Пока службы медиации только начинают работать в Туле, поэтому решать конфликтные ситуации в области помогает уполномоченный по правам ребёнка.
- В каждом муниципальном образовании Тульской области работают мои общественные помощники, - говорит Инна Щербакова. - Один из них обязательно работает в сфере образования и может участвовать в разрешении конфликтов. Надо заметить, такую работу нужно проводить не только в школах, но и в детских садах. Случаи агрессии и в дошкольных учреждениях сегодня не редкость.