В последнее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации активно обсуждается вопрос о введении в школах и вузах «политических пятиминуток».
Цель проекта - просвещение молодежи по политическим вопросам, донесение важной информации о событиях, происходящих на международной политической арене. В связи с недавней ситуацией в Крыму и на Украине в целом, подобные меры дополнительного образования, по мнению чиновников, становятся чрезвычайно актуальными.
А нужно ли политпросвещение самим школьникам и студентам?
Джульетта, школьница, 11 лет:
- Политикой интересуются мои родители и часто обсуждают какие-то темы. Лично я не хотела бы появления подобного предмета в школе. Мне это пока не интересно.
Наташа Тимофеева, 15 лет:
- Мы каждый день узнаем политические новости из информационных выпусков по телевизору. Поэтому введение политинформации считаю излишним, если только это не класс с углубленным изучением социологии.
Саргис Дабагян, студент:
- Подобный предмет не нужно делать «обязаловкой», студентам можно его преподнести как дисциплину по выбору. В школе я бы его вообще вводить не стал.
Вот какие мнения мы услышали, опросив школьников и студентов. 80% опрошенных не в восторге от политпросвещения. Остальные, хотя и утверждают, что хотят такие уроки, признаются, что сейчас политикой не увлечены. На вопрос, а зачем же вообще нужны политические пятиминутки, школьники и студенты ответить затруднились… «Пусть будут!»
Дима, школьник, 12 лет:
- Политика меня не особо интересует, но если такой предмет появится в школе, то я буду на него ходить. Стану лучше разбираться в происходящих в мире событиях. Будет лучше, если его поставят в расписании отдельно, а не в рамках обществознания.
Евгения Реброва, студентка:
- К политике отношусь безразлично, новостями интересуюсь постольку-поскольку. В школе подобные часы «политического просвещения» нужно вводить с определенного класса, но не раньше 9-го. В вузе подобные меры тоже, думаю, будут на пользу.
Идея устраивать пятиминутки политпросвещения далеко не нова. Во времена СССР термин «политическое просвещение» широко использовался в советской государственной идеологии.
Основной целью системы образования того времени было воспитание советских граждан в духе марксизма-ленинизма, а также пропаганда КПСС как ядра политической системы.
Задачи же современного политпросвещения не имеют ничего общего со своим прототипом из советского прошлого, а наоборот, преследуют исключительно гуманитарные цели.
Надежда Шайденко, экс-ректор ТГПУ и депутат Госдумы от Тульской области, рассказала Myslo о том, «как это было раньше» и что она думает о возможности введения уроков политинформации сейчас:
Надежда Шайденко
- Я очень хорошо помню, как это было в советское время. В 1973 году я пришла работать в школу по распределению. Была не только учителем русского языка и литературы, но и организатором внеклассной работы, в том числе и мероприятий идейно-политической направленности. Представьте себе актовый школьный зал, полный детей разного возраста, которым зачитывали материалы какого-нибудь съезда КПСС! Это ужасно.
Но были и хорошие примеры: пятиминутки перед уроками, на которых сами дети по очереди кратко рассказывали, что произошло за предыдущий день в городе, стране, мире. Нынешним ребятам сделать это очень легко – столько телеканалов новостных, интернет под рукой у всех!
Но я знаю, очень многие школьники и студенты не смотрят новостные программы. А ведь это общий уровень развития. Вот, например, если ребенок не знает историю Крыма, никогда не был там, не слышал об Артеке, ему неинтересно, что происходит между Россией и Украиной, он не будет этим «болеть». Так что приобщать молодежь интересоваться общественной жизнью нужно обязательно. Это может быть форма просвещения и образования одновременно, можно связать эти уроки с линейкой новых учебников истории. Главное, чтобы ребятам было интересно!
Фото из архива Myslo
А что вы думаете о введении в школах и вузах уроков политпросвещения?