Банк России, учитывая пожелания клиентов страховых компаний и практику, проработал возможность увеличения периода охлаждения – срока, в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки.
Предполагается, что этот период с 1 января 2018 года составит 14 дней.
Соответствующий проект указания Банка России уже подготовлен. Период охлаждения, который сейчас составляет не менее пяти рабочих дней, действует уже практически год и распространяется почти на все популярные виды добровольного страхования. Таким образом возможность отказаться от полиса стала эффективным механизмом защиты прав потребителей. И статистика жалоб служит тому подтверждением. К примеру, количество обращений из-за навязывания допуслуг при покупке ОСАГО снизилось почти на треть в I квартале 2017 года относительного того же периода годом ранее.
«Мы считаем, что 14 дней – универсальный срок в целях защиты прав потребителей. В частности, именно такой срок определен для досрочного возврата суммы потребительского кредита и возврата товара. Увеличение периода охлаждения позволит повысить защиту прав и законных интересов клиентов страховых компаний», - отмечает управляющий Отделением Тула ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Новиков.
Напомним, что период охлаждения отсчитывается со дня заключения договора страхования и не зависит от момента уплаты страхового взноса. Кстати, страховщик может установить и более длительный период охлаждения. Для возврата денег нужно заполнить заявление об отказе от договора добровольного страхования, и в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страховая компания должна вернуть премию.
Если договор страхования не вступил в силу, при отказе от него в оговоренный срок страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать часть премии, пропорциональную количеству прошедших дней.
Обратите внимание: увеличение периода охлаждения – это еще проект. Сейчас он составляет пять рабочих дней.