28 270 выпускников, их родителей и просто неравнодушных к вопросам образования россиян подписали петицию к Президенту России:
– Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части «С» и несоответствия большинства заданий части «В» типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было, — говорится в обращении.
Напомним, по предложению Владимира Путина введено правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч подписей в интернете.
Пересмотреть критерии перевода во вторичные баллы ЕГЭ по математике просили и туляки (орфография и пунктуация авторов сохранены):
– Моя дочь сдавала профиль. Несмотря на занятия с репетиторами и серьёзную подготовку, ожидаем низкие баллы, так как подготовительные материалы и демоверсии ЕГЭ, так же как и школьная программа, не соответствуют уровню заданий на экзамене. Как можно спрашивать то, к чему не готовили? — пишет Наталья Ситникова.
– Для меня это важно, т. к. я хочу учиться в престижном университете, — оставила комментарий под петицией тулячка София Баклагина.
– Я гуманитарий, но математика профильного уровня нужна мне для поступления в вуз даже на гуманитарное направление, — считает Анастасия Брык.
– Испытывала трудности во время сдачи экзамена по профильной математике, — призналась Елизавета Ефанова из Тулы.
Как известно, ЕГЭ по математике 2016 года является обязательным экзаменом, который необходимо сдавать всем выпускникам. С 2015 года математический госэкзамен разделен на базовый и профильный уровень. Базовый уровень разработан для поступающих в вузы, где нет необходимости сдавать математику, а профильный — для поступающих в технические вузы.
Чем отличаются базовый и профильный уровень ЕГЭ по математике? Выбрав базовый экзамен, выпускник в течение трёх часов должен будет решить 20 заданий. Ответы на вопросы нужно дать в виде одного числа. На некоторые задания ответы будут состоять из нескольких цифр.
Все задания профильного уровня разделены на две части. Первая по сложности примерно такая же, как и в базовом варианте, вторая содержит задачи повышенного и высокого уровней сложности. Всего 19 заданий: задания 1-8 базового уровня сложности с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби, задания 9-12 повышенного уровня сложности с кратким ответом такого же вида, задания 13-19 повышенного и высокого уровней сложности с развёрнутым ответом.
В основном люди, подписавшие петицию, адресованную Президенту, высказывали своё недовольство уровнем сложности заданий. Выпускники и их родители считают, что задачи в части «С» совершенно невыполнимые для ученика общеобразовательной школы: «Учат одному, попадётся другое», «Очень сложные задания на экзамене. Это не школьный уровень. Невозможно будет поступить в вуз с набранными баллами».
Петицию прокомментировали члены предметной комиссии по математике. Это педагоги, которые проверяют, как дети решили задания из части «С».
Игорь Буркин, председатель предметной комиссии по математике:
Игорь Буркин
Задания части «С» в 2016 году такие же по уровню сложности, как и были в прошлые годы. Принципиальных изменений нет. По своей структуре они полностью соответствуют демонстрационным вариантам и контрольно-измерительным материалам (КИМ), которые напечатаны в пособиях по подготовке к ЕГЭ. Решение этих задач почти не влияет на получение минимального порогового уровня баллов. Чтобы «перешагнуть» 27 баллов, эти задачи вовсе можно не решать. Кстати, по сведению составителей КИМ, во многих городах России выпускники не приступают к этим заданиям. Им достаточно решить задачи из первой части. Кроме того, в Туле мы готовились к решению части «С». Проходил ряд семинаров для учителей, где акцентировалось внимание на содержании КИМов, особенностях решения части «С» в этом году.
Дмитрий Сухоруков, член предметной комиссии:
Дмитрий Сухоруков
Для преодоления порогового уровня достаточно решить только первую группу заданий ЕГЭ. Задачи «С» «настроены» на детей, которые планируют поступать в технические вузы и заниматься наукой. 60 баллов можно получить, решив задания из первой части экзамена. 60 баллов — этого достаточно для поступления в основные технические вузы России.
Задачи группы «С» можно назвать «сборными»: часть знаний, необходимых для их решения, дети получают в 9 классе, часть — в 10 и 11. Если ребёнок «схватился за голову» в 11 классе и решил осваивать знания, которые все дети получали в 9-10 классах, ему придётся это делать либо самостоятельно, либо с помощью дополнительного образования.
Может ли ребёнок подготовится к решению задач части «С» без помощи репетиторов — только на основе школьной программы?
– Могу привести свой пример. Я вообще не занимался решением задач ЕГЭ со своей дочерью, — говорит Дмитрий Сухоруков. — В школе, в которой она училась, – хороший преподаватель математики. Я только отслеживал, что решала дочь. В итоге школьный учитель (без помощи репетиторов) подготовил ребёнка к ЕГЭ. И моя дочь, сидя на первой парте во время экзамена, написала ЕГЭ на 89 баллов. Поэтому подготовиться к ЕГЭ реально, просто дети должны учиться.
В каждом кабинете, где дети пишут ЕГЭ, установлены две камеры. В рабочем режиме впервые их работу запустили сегодня.
Напомним, 8 июня выпускники Тульской области написали самый популярный экзамен по выбору — обществознание.
За тем, что происходит в экзаменационных аудиториях, следили наблюдатели в здании министерства образования Тульской области:
– Камеры работают в штатном режиме, как только начинается экзамен, — говорит Олег Иванов, заведующий отделом развития дошкольного, общего и дополнительного образования в Институте повышения квалификации. — Записи с них хранятся на серверах в образовательных организациях, в Институте повышения квалификации Тульской области, в региональном центре обработки информации. За камерами во время экзаменов следят наблюдатели: как проходит экзамен, есть ли нарушения, что располагается у выпускников на столах, как ведут себя организаторы в пунктах проведения экзамена. Если есть какие-либо нарушения, мы их сразу можем выявить, оперативно отреагировать и принять определённые меры.
Как ЕГЭ проходит в Тульской области
В Тульской области идёт основной период сдачи ЕГЭ. Последний экзамен состоится 20 июня.
Алевтина Шевелёва, заместитель министра – директор департамента образования Тульской области:
Алевтина Шевелёва
В этом году организационно мы хорошо подготовлены к проведению ЕГЭ. Мы уже провели экзамены по литературе и географии, обязательные ЕГЭ по математике (базового и профильного уровня) и русскому языку. За весь период проведения ЕГЭ-2016 в Тульской области с экзаменов было удалено три выпускника. Два были удалены в ходе ЕГЭ по русскому языку за использование шпаргалок, и один ребёнок сегодня (8 июня) был удалён с экзамена по обществознанию — у него был мобильный телефон. Впервые в этом году мы печатали КИМ в пунктах проведения экзаменов, для чего было закуплено специальное оборудование. Преимущества этой технологии заключаются в том, что КИМ печатают непосредственно перед их раздачей учащимся. В следующем году мы планируем расширять эти технологии и вводить их в большем количестве пунктов проведения экзаменов.
Из последних новостей: буквально сегодня утром мы утвердили протокол заседания главной экзаменационной комиссии с результатами ЕГЭ по литературе и географии. Ребята смогут ознакомиться с ними на сайте Центра обработки информации Тульской области (rcoi71.ru), — заключила Алевтина Шевелёва.
В Тульской области ЕГЭ по литературе написали 385 человек. Есть один стобалльник. Средний балл по литературе составил 57,87, что больше среднего балла прошлого года. 11 выпускников, к сожалению, не справились с экзаменом.
ЕГЭ по географии в нашем регионе сдавали всего 47 детей. Средний балл по этому экзамену составил 58,85. Минимальный порог не преодолели два выпускника. Набрать максимальное количество баллов не удалось никому.
По данным независимых опросов наиболее перспективными являются специальности в сфере прикладной математики. Об этом говорит российский математик Александр Кулешов:
– Математику нужно развивать в любом виде, она очень многообразна. На рубеже 1990-х годов, когда закончилась холодная война, в Америке появилась пословица: «Нет звездных войн — нет математики». А потом оказалось, что это совсем не так. Сегодня математика в гораздо большей степени нужна для нашей обычной жизни.
Я очень люблю примеры с сельским хозяйством. У нашей стартап-компании второй по значимости покупатель софта — это крупнейшая в мире компания, которая занимается животноводством и растениеводством. Они покупают программы, которые могут просчитать, каким образом лучше скрещивать те или иные породы свиней или каким именно образом нужно проводить селекцию новых сортов растений. Говоря иными словами, мы задаем параметры того, что хотим получить на выходе, а программа выдает рецепт, что необходимо сделать.
Еще у нас есть такие забавные, казалось бы, для математики покупатели, как «Луи Виттон». У них новая фишка — они делают крем для депигментации кожи. Масса китаянок пользуется такими продуктами для отбеливания кожи. Так вот о рецепте для такого крема. Мы выдали идеальную формулу в процентном соотношении нескольких десятков ингредиентов. В основе всего этого лежит очень качественная, очень тонкая математика.