В детском садике «Лунтик» на ул. Ф. Энгельса сложилась неоднозначная ситуация. Новое руководство образовательного центра, в который входит детский сад, увольняет педагога-психолога Святослава Курбатова. Он проработал в этом центре четыре года, и за это время не было ни одного нарекания ни со стороны родителей, ни со стороны предыдущего руководства. По неофициальной версии, уволить Курбатова хотят за то, что считают его «сатанистом» и «сектантом».
В сюжете наших коллег-тележурналистов один из родителей, Александр, описывает свои личные впечатления от встречи с Курбатовым:
«Он кормится энергетикой маленьких детей! Он продвинутый эзотерист. Идёт обмен энергией, первый признак — руки холодеют».
В детском садике недавно прошло собрание родителей, на котором им как раз и объявили, что психолог — сатанист. Со слов родителей, на собрании им заявили, что Курбатов на занятиях включает сатанистскую музыку и проводит с детьми дыхательную гимнастику со словом «сатана».
Корреспонденты Myslo встретились со Святославом Курбатовым. Герой репортажа сообщил, что обвинения в «сатанизме» — лишь вершина айсберга. За последние месяцы из детского садика уволилось несколько хороших работников, которых так любили дети и родители.
Травля началась в прошлом году
Святослав Курбатов, педагог-психолог детского сада «Лунтик»
Курбатов рассказал, что на работу его приняла предыдущая заведующая, на тот момент центру требовался воспитатель и психолог — по образованию Святослав как раз педагог-психолог.
– Первые пару месяцев для родителей было удивительно, что воспитатель их детей в саду — мужчина, — рассказывает Святослав. — Однако ни разу никто мне или заведующей не высказал недовольства по этому поводу. Претензию заведующей высказал лишь тот папа, который в репортаже говорил обо мне определённые вещи. Он единственный возмутился: «Почему воспитатели у вас ходят в одежде тёмного цвета?» и «На футболках у него бывают разные картинки с мистическими знамениями». Заведующая ответила, что у нас нет строгого дресс-кода, и, кроме того, живём мы в свободной стране, а свою работу я как воспитатель выполняю качественно.
По словам Курбатова, странные вещи в «Лунтике» начали происходить после того, как детский сад вошёл в состав образовательного центра №20, которым руководит директор гимназии №20 Наталья Анатольевна Мартынова. Произошло это в октябре 2015 года. После «рокировки» уволилась заведующая детским садиком Нина Владимировна Кузнецова, которая до этого в течение 20 лет работала руководителем дошкольных учреждений.
– Ситуация сложилась так, кто Кузнецова, женщина в возрасте, со слабым здоровьем, была вынуждена написать заявление об уходе. Она приходила ко мне как к психологу за советом, спрашивала: «Как мне быть — продолжать работать в нервной обстановке или выбрать своё здоровье?» — рассказывает Курбатов. — Подумав вместе, мы пришли к выводу, что лучше выбрать своё здоровье, чем проработать ещё год-два и уже навечно «уйти на почётный отдых» прямо на рабочем месте.
В конце января 2016 года уволили девушку, которая проработала в «Лунтике» три года — начинала с должности музрука, затем стала воспитателем и старшим воспитателем-методистом. Новое руководство выяснило, что у неё неоконченное высшее образование и она не имеет права работать в детском саду в таких должностях. Как отмечает Святослав, странно, что за три года проверяющие органы — комитет образования, управление образования — этот момент совершенно не волновал.
К Курбатову претензии начались с первой же встречи с новым руководством:
– На одной из встреч с Натальей Анатольевной Мартыновой у нас состоялся следующий диалог. Она заявила: «Хочу, чтобы вы написали заявление по собственному желанию». Я ответил, что не буду этого делать, потому что как специалист хочу работать в детском учреждении. Мне нравится эта работа, я вижу, что приношу людям пользу, — говорит Святослав.
Травля психолога продолжается по сей день. Постоянные проверки ведения документации, методических и дидактических пособий. С последними, кстати, вышел скандал: часть пособий Курбатов приобретал самостоятельно, на свои деньги.
Впоследствии был издан приказ по результатам работы проверяющей комиссии: оформить договор дарения на пособия, купленные психологом за свой счёт, в пользу детского сада. Курбатов возмущается: «На основании чего мне приказывают, как мне распоряжаться моими личными вещами?»
– После этого инцидента Мартынова собиралась организовать комиссию по проверке меня на профпригодность, — продолжает Курбатов. — Однако она этого не сделала. Очевидно, что если у меня диплом об окончании высшего учебного заведения, в котором указано, что я педагог-психолог, то оспорить мои профессиональные качества очень проблематично — это значит подвергнуть сомнению государственную комиссию, выдавшую мне диплом.
Удар под дых
Очередной «удар под дых» Курбатов получил в начале февраля: руководство образовательного центра издало документ, по которому с 10 апреля 2016 года в центре сокращается должность психолога. Однако на основании чего должность сокращается — не обозначено.
– Я сообщил об этом родителям детей, с которыми работаю. Мы стали собирать подписи в защиту этой должности в детском саду и меня как специалиста, работающего здесь. Новая заведующая, Екатерина Сергеевна Безбородова, увидела это и доложила Мартыновой. Мне было сказано: «Нам не нравится то, что вы делаете». Я ответил, что имею на это право. Я обратился на телевидение, после чего был снят репортаж.
Одна из мам в видеоматериале сообщила журналистам: накануне репортажа Мартынова вечером собрала родителей, которые пришли забирать своих детей, и полтора часа рассказывала, что я плохой специалист, якобы колдун, сатанист, «загипнотизировал родителей и детей», над детьми ставлю некие опыты, заставляю их слушать мистическую музыку, провожу с ними обряды. Что я напугал воспитателей и сотрудников детского сада, которые раньше со мной работали, сказал, что я их прокляну, они заболеют.
Родители детей, с которыми я работаю, относятся ко мне уважительно. Претензий не было ни к моему внешнему виду, ни к тому, как я взаимодействую с детьми. У меня есть благодарственные письма. С детьми мы занимаемся художественным творчеством, участвовали в конкурсах, получили призовые места — нам прислали грамоты, дети были невероятно рады.
Эпизод пластилиновой диорамы, посвящённой Дню Победы, которую воспитанники детского сада вылепили под руководством Святослава Курбатова.
В качестве актёра постоянно участвую в детских утренниках, играл Кощея, Лешего, Бабу-ягу. Даже Пингвина из «Смешариков».
Святослав Курбатов в образе Бабы-яги на детском утреннике.
Несколько дней назад Курбатов обратился к начальнику управления образования Тулы Татьяне Золотовой. Она заверила психолога, что рассмотрит его вопрос, решение контролирующего органа должно быть вынесено в ближайшие дни.
– Мне неважно, в штатном составе какой именно организации я буду числиться. Главное, чтобы это не меняло сути, чтобы я мог заниматься с этими детьми и консультированием их родителей. Оставлять деятельность педагога-психолога я не собираюсь, — говорит Курбатов.
Детям проще со «своими»
Курбатов уверяет: в детском садике он работает практически «за идею». Зарабатывает он там 5 тысяч рублей, но, несмотря на такую смешную зарплату, всё равно хочет продолжать помогать детям и родителям.
Впрочем, у него есть и другой источник дохода — частная практика. Причём частные консультации он даёт не только в Туле, и даже не только в России. Среди его клиентов — семьи из Дании, Бельгии, Голландии, Бангладеша.
– У меня есть знакомая семья Нироп из Дании — два года назад у них произошло несчастье, у ребёнка, Кристофера, был обнаружен лимфогранулематоз, рак лимфатической системы. Сейчас мальчику 16 лет. Пока Кристофер боролся с болезнью, проходил химиотерапию, я в течение полугода каждую неделю проводил по скайпу консультацию с Бйорном, его отцом, — рассказывает Курбатов.
16-летний Кристофер Нироп из Дании с чудо-шлемом от Святослава Курбатова.
– Я ездил в гости к этой семье, привёз мальчику в подарок шлем, который сделал своими руками. На ребёнка это произвело невероятное впечатление, мой приезд и мой подарок воодушевили его. Кристофер затем сказал, что шлем помогает ему чувствовать себя сильнее и увереннее в борьбе с болезнью.
В ходе работы над материалом мы обнаружили на страницах в соцсетях Святослава Курбатова неоднозначные фото. Например, вот такое:
Фото со страницы Святослава Курбатова в одной из соцсетей:
сценический образ воина из компьютерной игры.
Может быть, именно из-за этого волнуется руководство садика? Сам Курбатов наличия таких фото не отрицает и объясняет, что это сценические образы, которые он позволяет себе визуализировать. И на то есть вполне конкретная причина:
– Я общаюсь с молодёжью и с людьми моего возраста, которые занимаются музыкой, искусством, различным артом. Я даю консультации подросткам, для эффективной работы я должен быть с ними на одной волне, чтобы как психологу мне было легче взаимодействовать с ними. Если я буду похож на кого-то из их субкультуры, что называется, «в теме», детям будет проще общаться со мной таким, чем с человеком в строгом костюме, с очками на носу и с деловой папкой под мышкой. Детям проще раскрываться перед «своим», проще озвучить свои проблемы.
Курбатов уверенно заявляет о том, что ни к каким сектам и мистическим оккультным организациям он не причастен. «Кроме того, мы живём в ХХI веке. Верить в предрассудки, суеверия и мистику современному человеку — так скажем, не совсем нормально», — считает психолог.
Выслушав Святослава Курбатова, корреспонденты Myslo обратились за комментарием ко второй стороне конфликта — к директору гимназии №20 Наталье Анатольевне Мартыновой. В телерепортаже ее подчиненная, заведующая детским садом Екатерина Безбородова, говорит о том, что полставки психолога в «Лунтике» переводят в другой центр по той причине, что в детском саду и гимназии нет курирующего специалиста.
Наталья Анатольевна Мартынова, директор образовательного центра №20:
– Никто никого увольнять не собирается. На весь центр у нас полставки психолога, и нет специалистов, которые бы руководили процессом, контролировали бы его. У психолога есть свои программы — развивающие, коррекционные. По крайней мере, должны у него быть. У Курбатова ведь они есть, верно? Так вот, эти программы должны быть утверждены корректирующими, контролирующими специалистами. Мы же утвердить их не можем — в нашем центре нет таких специалистов. Потому мы передаём эту ставку психолога в медико-социальный центр, где программы этого психолога будут надлежащим образом оценены. В противном случае, если программы не утверждены, бог весть что специалист может натворить с детьми.
Что касается обвинений психолога в сатанизме — такого факта не было, это глупости, я это даже комментировать не хочу.
Поделились своим мнением и родители детей, которые посещают (или посещали) детский сад «Лунтик». Те, с кем нам удалось связаться, не имеют ничего против Курбатова — даже наоборот, довольны тем, как он работает с детьми. Те, кто побывал на злополучном родительском собрании, говорят, что против психолога высказывается только один родитель. И в один голос утверждают, что обвинения в сатанизме были.
«Сейчас в саду нездоровая психологическая атмосфера»
Наталья Ларичева, мама одного из детей, посещавших детский сад «Лунтик» до выхода телерепортажа про конфликт:
– Мы посещали этот сад 2,5 года, за это время ни у кого в коллективе не было претензий к Святославу Игоревичу. Летом он вообще замещал воспитательницу, и сын всегда приходил с его занятий радостным.
Перед 8 Марта в саду должно было пройти родительское собрание по поводу праздника. Однако собрание получилось иного рода. Присутствовали новая заведующая Екатерина Безбородова и директор гимназии №20 Наталья Мартынова. Директор гимназии спросила родителей: всех ли устраивает педагог-психолог в «таком качестве»? Мы не поняли и переспросили: в каком «таком»? Нам ответили: «Его внешний вид». На что из присутствующих отрицательно высказался лишь один родитель. Если бы наших детей что-либо не устраивало в ком-либо из работников сада, они обязательно сказали бы об этом.
Нам сообщили, что Святослава Игоревича хотят сократить, хотят, чтобы он ушёл в другую организацию. Директор гимназии начала задавать нам странные вопросы: «Как вы думаете, почему за 4 тысячи рублей человек здесь работает? Значит, ему что-то нужно от ваших детей?», «Вы не задумывались, для чего у него перстень с черепом? Почему он ходит в такой куртке?». Нам также было сказано, что, видимо, психолог на наших детях «ставит опыты» и делает с ними мистические обряды. И якобы для этого ему и нужна такая работа. Мы возмутились. Екатерина Безбородова сказала: «Вы не присутствуете на занятиях и не знаете, что там происходит». Сказала, что Святослав Игоревич включает детям сатанистскую музыку. И поставила нас перед выбором: оставлять психолога, но терять воспитателя Ольгу Владимировну, либо наоборот. В конце Наталья Анатольевна сказала: «Я бы, как родитель, не доверила ему своего ребёнка».
Стыдно признаться, но даже я засомневалась — настолько эта речь была хорошо подана. Нам в буквальном смысле весь вечер промывали мозги!
Удивительно, как за одну неделю психолог, которого так любят дети, резко стал «демоном», «сектантом», «сатанистом». Мне пришлось забрать сына из этого детского садика — после того как я высказала своё мнение в телерепортаже, со стороны работников сада я встретила молчаливый бойкот: со мной никто не разговаривал. Отношение — сквозь зубы. Ребёнок тоже был взволнован. Ощутив такой негативный настрой, я решила, что больше сюда ребёнка не поведу. До слёз обидно, что пришлось так поступить. Сын скучает по воспитательнице Ольге Владимировне, по Святославу Игоревичу. Но другого выхода у нас не было. Теперь в коллективе данного сада я — враг номер один.
«Заявления руководства детского сада рассчитаны на дилетантов»
Наталья Ярасова, психолог-консультант миссионерского отдела Тульской епархии МП РПЦ и мама мальчика, который ходил в детский сад «Лунтик»:
— Святослав Игоревич — весьма интересный человек с необычным имиджем, который ряду людей не по душе. Но я считаю, что он прекрасный воспитатель. Мой сын ходил в этот садик с 2012 года. Святослав Игоревич был его первым воспитателем. И уже при нас его перевели в психологи. Наша группа всегда была в восторге от его работы. Дети его обожают.
Мы немало общались как коллеги. И я знаю, что для него эта работа не ради прибыли (у него в саду — копеечная зарплата), а идейная. Он долго шёл к этому выбору и хотел заниматься с маленькими детьми, помогать им развиваться, избегая множества проблем, с которыми он сталкивался, работая с более взрослым контингентом. Мне его профессиональные позиции детского психолога кажутся очень адекватными.
Знаю, что ему пытаются приписать два основных, мягко говоря, «недостатка». Первое — обвинение в недостатке компетентности. Насколько я знаю, у Святослава Игоревича не было нареканий за несколько лет его работы. Плюс — заявлять о некомпетентности специалиста может только аттестационная комиссия из профессионалов. Так что заявления его руководства — чистой воды профанация. К тому же рассчитанная на дилетантов, поскольку известно, что все психологи образования у нас курируются специализированным психологическим центром (к вопросу о кураторах). И, насколько мне известно, у этого центра нет нареканий к Курбатову.
Второе обвинение — в сатанизме. Это, откровенно говоря, бред. Курбатов — человек определённого имиджа. Насколько я знаю, это связано с областью музыкальных предпочтений, ни в коей мере не религиозных. За все годы посещения нами садика он никогда не был замечен мной в распространении идей сатанизма. Никто из родителей никогда не жаловался на это, — не считая странного товарища в телевизионном сюжете, говорящего о колдунах, энергетических вампирах, сатанистах и пр. Учитывая, что я работаю в миссионерском отделе Тульской епархии, одной из основных задач которого является противодействие сектам, однозначно могу сказать: никакого отношения к сатанистским сектам Святослав Игоревич не имеет. Обвинения в его адрес о сатанинских практиках, — извините, какой-то галлюциногенный бред.
«С новым руководством полетели головы»
Ещё одна наша собеседница продолжает водить своего ребёнка в «Лунтик», поэтому попросила не называть её имени и не публиковать фото:
– На собрании с заведующей садом и директором гимназии №20 поднимался вопрос по поводу нашего психолога. Директор сказала, что он некомпетентен, что он, возможно, сатанист, практикует на наших детях, делал с одним из детей некую дыхательную гимнастику, включает им тяжёлый рок, в котором звучит слово «сатана». Все эти обвинения не были ничем подтверждены. Однако все, кто присутствовал на собрании, были напуганы и шокированы.
Мы несколько раз задавали вопрос: «Каким образом вы взяли на работу психолога, если он такой плохой?», но наш вопрос так и остался без ответа.
С предыдущей заведующей в воспитательном коллективе никогда не было конфликтов. Мы считали, что коллектив дружный. А тут и нас, родителей, вовлекли в разборки.
О Святославе Игоревиче у меня как у родителя только положительные отзывы. Он неоднократно очень помогал мне и моему ребёнку, постоянно подсказывает, на что мне стоит обратить внимание. Мой ребёнок от него в восторге.
Да, Святослав Игоревич неординарно одевается. Но лично для меня это не имеет значения, ведь человек успешно выполняет свою работу.
Могу сказать, что с приходом нового руководства в саду, что называется, «полетели головы». За короткое время уволилось много работников, и это нехорошо.