Домашнее задание: время ограниченно
На фото: ученицы тульской школы №15 Ангелина, Кира и их учитель Мария Егорова. Фото Максима Котенева.

Домашнее задание: время ограниченно

Myslo узнал мнение туляков – родителей, учителей, психологов, учеников – об инициативе министра образования РФ ограничить объём «домашки».

Родители школьников всё чаще сетуют на то, что их дети до ночи сидят за учебниками, чтобы сделать домашнюю работу. Жалобы мам и пап услышали в Министерстве образования и науки РФ.

Дмитрий Ливанов, министр образования России:

Дмитрий Ливанов

Важно, чтобы не было так, что один день у ребёнка вообще нет домашнего задания, а другой день он вынужден сидеть допоздна. Из-за этого ребёнок не высыпается, появляется утомление, стресс и т.д.

Вот что предложило министерство образования и науки, чтобы снизить нагрузку на учащихся:

«Необходимо учитывать, что объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали:

  • во 2-3 классах – 1,5 часа,
  • в 4-5 классах – 2 часа,      
  • в 6-8 классах – 2,5 часа,
  • в 9-11 классах – 3,5 часа.

Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий».

Первоклассникам, кстати, «домашку» сегодня и не задают – этого требуют Санитарные нормы и правила (раздел «Подготовка домашних заданий»). Но жалобы родителей на загруженность школьников самого разного возраста учёбой периодически поступают.

Алевтина Шевелёва, директор департамента образования Тульской области:

Алевтина Шевелёва

Такие обращения есть всегда. Всегда есть люди, которые очень довольны своим учителем, и люди, которые критикуют его работу. Можно сказать, что это «проза жизни». Я поддерживаю инициативу, по которой время на домашние задания нужно регламентировать. Конечно, школьники должны учиться самостоятельно искать информацию и  работать с ней, но мы не должны забывать, что это всё-таки дети. Представьте себе, около шести часов ребёнок занимается в школе, а потом ещё, в лучшем случае, 3,5 часа учится дома.

Учебный день ребёнка больше, чем трудовой день взрослого
человека.

Как отметил Дмитрий Ливанов, министр образования РФ, учителя должны быть готовы к тому, что для каждого из ребят нужно «индивидуализировать объёмы домашнего задания».

Каждый школьник будет получать своё задание? От чего будет зависеть его уровень сложности и как это возможно на практике? Не все родители понимают, как на деле можно реализовать эту идею:

– Интересно, как на практике будет выглядеть эта инициатива? – пишет Юрий Кан, пользователь Myslo.ru. – Можно ведь в законе написать, что все должны делать уроки за 40 минут, а на самом деле оставить всё как есть.

– Любой учитель должен проконтролировать на уроке, как дети сделали домашнее задание, – говорит Алевтина Шевелёва. – Педагог устраивает устный опрос или проводит письменный срез, таким образом происходит обратная связь со школьниками.
Если родителям кажется, что нагрузка на их детей слишком высока, приходите к учителям, поговорите с заместителем директора или непосредственно с руководителем школы. Я думаю, что все вместе вы сможете решить проблему, найти индивидуальный подход к ребёнку. Но если вдруг по каким-то причинам справиться с ситуацией не получилось, то приходите к нам, мы всегда поможем.

Департамент образования Тульской области: тел. 8(4872) 26-96-39, электронная почта: Alevtina.Sheveleva@tularegion.ru.

Предложение министерства образования и науки по ограничению времени, отведённого на выполнение домашних заданий, представлено в проекте постановления. Этот документ можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru в разделе «Образование». До 4 марта этого года инициативу вынесли на общественное обсуждение. Затем проект могут пересмотреть – внести дополнения и поправки.

Школьники, родители, учителя и психологи о нагрузке на учеников:

Данила Абрамов, ученик 10 класса тульской школы №15:

Данила Абрамов

На самом деле делать домашнюю работу тяжело. Если я занимаюсь дома основательно, то  трачу в день около четырёх-пяти часов. В школе уроки заканчиваются в 14.00, 14.30, а потом вечером в 18.00 я снова сажусь за уроки. Так происходит, если мне не надо идти на другие занятия: дополнительно я хожу на курсы  в юридический колледж. В этом случае я заканчиваю выполнять домашнюю работу позже обычного.  Хожу также на секцию по кикбоксингу. Думаю, что все школьники выступят за то, чтобы им задавали меньше домашней работы.

Полина Щербинина, ученица 9 класса тульской школы №15:

Полина Щербинина

Если говорить о количестве заданий, которые нам задают на дом, то бывает по-разному: иногда задач и упражнений бывает даже мало, а иногда очень много. Лично я особо много времени выполнению домашней работы не уделяю. Чтобы сделать уроки дома, я трачу в день около трёх часов.  В основном у меня вызывают трудности задания по алгебре.
 Я поддерживаю такую инициативу. Надо ограничить время домашней работы. Правда, не очень понятно, как контролировать будут, сколько я потрачу времени на то, чтобы сделать домашние задания...

Татьяна Паукаева, мама второклассника:

Татьяна Паукаева

Мой ребёнок нормально справляется с домашними заданиями.  Мы вместе делаем уроки. Иногда долго, мучительно, но тем не менее всё выполняем.  Чтобы сделать домашнюю работу, мне приходится полдня провести в интернете, чтобы узнать, как объяснить ребёнку ту или иную тему. Я домохозяйка, у меня есть время на это.  А вот тем, кто работает, наверное,  сложнее: у них нет на это времени. В принципе, уровень школьной нагрузки меня устраивает. Не нравится мне другое – сама система образования. А точнее то, как в учебниках детям преподносится информация.

Ольга Гудкова, мама третьеклассника:

Ольга Гудкова

Мой ребёнок  сидит дома с уроками минут 20-30. Иногда может заниматься дольше, например, когда надо сделать домашнее задание по английскому языку. Но всё равно больше часа он не тратит на домашнюю работу.  Уроки он делает в основном сам. Почему так быстро справляется?  Ему легко всё даётся. Иногда сын делает  домашние задания прямо на уроке, если у него остаётся время. Я думаю, что  время выполнения домашней работы зависит от индивидуальных качеств ребёнка. Я знаю, что некоторые ровесники сына делают уроки по 2-3 часа.

Алексей Васильевич Пономарёв,  директор тульской гимназии №1:

Алексей Пономарёв

Бывает, что родители недовольны объёмом домашней работы детей. Иногда они считают очень большими задания, которые находятся в пределах программы обучения. Тем не менее есть учителя, которые не учитывают то, что у ребёнка должны быть выходные. Это нарушение! Иногда сами дети много занимаются, т.к. беспокоятся о своих аттестатах. Кстати, и учителя стараются дать детям больше знаний, опасаясь за результаты ЕГЭ. В этой ситуации удобным инструментом является электронный журнал, в котором прописаны домашние задания. Большинство родителей их смотрит,  проверяет их и администрация.

Анжела Харитонова, практический психолог:

Анжела Харитонова

Сколько ученик тратит на домашнюю работу,  зависит от его темперамента. Понаблюдайте за ребёнком. Кому-то лучше начинать с гуманитарных предметов, а потом выполнять математику, кому-то наоборот. Если у младшего школьника гиперактивность, дефицит внимания, то без контроля родителей с заданиями ему будет справиться сложно.  Между выполнением уроков дома обязательны «переменки». Но физкультминутки не должны перевозбуждать ребёнка или «грузить информацией». Поэтому исключите в это время просмотр телевизора и компьютерные игры.

Татьяна Максименко, учитель начальных классов гимназии №20:

Татьяна Максименко

Татьяна Максименко

Заниматься надо так, чтобы у ребёнка не возникло отвращения к учёбе. В нашей гимназии всё по правилам: в 1-м классе домашних заданий нет, во 2-3 классах они рассчитаны на 1,5 часа, в 4-м классе – на два часа, не больше. Везде нужна мера! Но не всегда учителя её соблюдают! Иногда мало успевают на уроках, а всё, что не успели, задают на дом. Это неправильно! Большую часть материала надо проходить на уроке. Также часто родители по собственной инициативе занимаются с детьми дома,  при этом иногда перегружают ребёнка. Тренироваться, конечно, можно, но в меру!

Инна Щербакова, уполномоченный по правам ребёнка в Тульской области:

Инна Щербакова

Ко мне поступают жалобы на то, что дети не успевают делать домашнюю работу, находясь в группе продлённого дня. Возможно, нет достаточного контроля со стороны администрации школы или же причина в нечётко поставленной перед  учителями задаче. Смущает то, что по инициативе министра учитель должен давать домашние задания с учётом особенностей каждого ребёнка. Мне кажется, это сложно будет воплотить в жизнь, так как в этом случае для каждого школьника необходимо будет составлять индивидуальный образовательный маршрут.

 

Автор: Алина Винокурова, 5 марта 2015, в 10:27 +4
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Госдума собирается ужесточить наказание за нелегальную торговлю алкоголем
Госдума собирается ужесточить наказание за нелегальную торговлю алкоголем
Весомые преимущества при покупке Hyundai Solaris в марте!
Весомые преимущества при покупке Hyundai Solaris в марте!