Родители школьников всё чаще сетуют на то, что их дети до ночи сидят за учебниками, чтобы сделать домашнюю работу. Жалобы мам и пап услышали в Министерстве образования и науки РФ.
Дмитрий Ливанов, министр образования России:
Дмитрий Ливанов
Важно, чтобы не было так, что один день у ребёнка вообще нет домашнего задания, а другой день он вынужден сидеть допоздна. Из-за этого ребёнок не высыпается, появляется утомление, стресс и т.д.
Вот что предложило министерство образования и науки, чтобы снизить нагрузку на учащихся:
«Необходимо учитывать, что объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали:
- во 2-3 классах – 1,5 часа,
- в 4-5 классах – 2 часа,
- в 6-8 классах – 2,5 часа,
- в 9-11 классах – 3,5 часа.
Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий».
Первоклассникам, кстати, «домашку» сегодня и не задают – этого требуют Санитарные нормы и правила (раздел «Подготовка домашних заданий»). Но жалобы родителей на загруженность школьников самого разного возраста учёбой периодически поступают.
Алевтина Шевелёва, директор департамента образования Тульской области:
Алевтина Шевелёва
Такие обращения есть всегда. Всегда есть люди, которые очень довольны своим учителем, и люди, которые критикуют его работу. Можно сказать, что это «проза жизни». Я поддерживаю инициативу, по которой время на домашние задания нужно регламентировать. Конечно, школьники должны учиться самостоятельно искать информацию и работать с ней, но мы не должны забывать, что это всё-таки дети. Представьте себе, около шести часов ребёнок занимается в школе, а потом ещё, в лучшем случае, 3,5 часа учится дома.
Учебный день ребёнка больше, чем трудовой день взрослого
человека.
Как отметил Дмитрий Ливанов, министр образования РФ, учителя должны быть готовы к тому, что для каждого из ребят нужно «индивидуализировать объёмы домашнего задания».
Каждый школьник будет получать своё задание? От чего будет зависеть его уровень сложности и как это возможно на практике? Не все родители понимают, как на деле можно реализовать эту идею:
– Интересно, как на практике будет выглядеть эта инициатива? – пишет Юрий Кан, пользователь Myslo.ru. – Можно ведь в законе написать, что все должны делать уроки за 40 минут, а на самом деле оставить всё как есть.
– Любой учитель должен проконтролировать на уроке, как дети сделали домашнее задание, – говорит Алевтина Шевелёва. – Педагог устраивает устный опрос или проводит письменный срез, таким образом происходит обратная связь со школьниками.
Если родителям кажется, что нагрузка на их детей слишком высока, приходите к учителям, поговорите с заместителем директора или непосредственно с руководителем школы. Я думаю, что все вместе вы сможете решить проблему, найти индивидуальный подход к ребёнку. Но если вдруг по каким-то причинам справиться с ситуацией не получилось, то приходите к нам, мы всегда поможем.
Департамент образования Тульской области: тел. 8(4872) 26-96-39, электронная почта: [email protected].
Предложение министерства образования и науки по ограничению времени, отведённого на выполнение домашних заданий, представлено в проекте постановления. Этот документ можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru в разделе «Образование». До 4 марта этого года инициативу вынесли на общественное обсуждение. Затем проект могут пересмотреть – внести дополнения и поправки.
Школьники, родители, учителя и психологи о нагрузке на учеников:
Данила Абрамов, ученик 10 класса тульской школы №15:
Данила Абрамов
На самом деле делать домашнюю работу тяжело. Если я занимаюсь дома основательно, то трачу в день около четырёх-пяти часов. В школе уроки заканчиваются в 14.00, 14.30, а потом вечером в 18.00 я снова сажусь за уроки. Так происходит, если мне не надо идти на другие занятия: дополнительно я хожу на курсы в юридический колледж. В этом случае я заканчиваю выполнять домашнюю работу позже обычного. Хожу также на секцию по кикбоксингу. Думаю, что все школьники выступят за то, чтобы им задавали меньше домашней работы.
Полина Щербинина, ученица 9 класса тульской школы №15:
Полина Щербинина
Если говорить о количестве заданий, которые нам задают на дом, то бывает по-разному: иногда задач и упражнений бывает даже мало, а иногда очень много. Лично я особо много времени выполнению домашней работы не уделяю. Чтобы сделать уроки дома, я трачу в день около трёх часов. В основном у меня вызывают трудности задания по алгебре.
Я поддерживаю такую инициативу. Надо ограничить время домашней работы. Правда, не очень понятно, как контролировать будут, сколько я потрачу времени на то, чтобы сделать домашние задания...
Татьяна Паукаева, мама второклассника:
Татьяна Паукаева
Мой ребёнок нормально справляется с домашними заданиями. Мы вместе делаем уроки. Иногда долго, мучительно, но тем не менее всё выполняем. Чтобы сделать домашнюю работу, мне приходится полдня провести в интернете, чтобы узнать, как объяснить ребёнку ту или иную тему. Я домохозяйка, у меня есть время на это. А вот тем, кто работает, наверное, сложнее: у них нет на это времени. В принципе, уровень школьной нагрузки меня устраивает. Не нравится мне другое – сама система образования. А точнее то, как в учебниках детям преподносится информация.
Ольга Гудкова, мама третьеклассника:
Ольга Гудкова
Мой ребёнок сидит дома с уроками минут 20-30. Иногда может заниматься дольше, например, когда надо сделать домашнее задание по английскому языку. Но всё равно больше часа он не тратит на домашнюю работу. Уроки он делает в основном сам. Почему так быстро справляется? Ему легко всё даётся. Иногда сын делает домашние задания прямо на уроке, если у него остаётся время. Я думаю, что время выполнения домашней работы зависит от индивидуальных качеств ребёнка. Я знаю, что некоторые ровесники сына делают уроки по 2-3 часа.
Алексей Васильевич Пономарёв, директор тульской гимназии №1:
Алексей Пономарёв
Бывает, что родители недовольны объёмом домашней работы детей. Иногда они считают очень большими задания, которые находятся в пределах программы обучения. Тем не менее есть учителя, которые не учитывают то, что у ребёнка должны быть выходные. Это нарушение! Иногда сами дети много занимаются, т.к. беспокоятся о своих аттестатах. Кстати, и учителя стараются дать детям больше знаний, опасаясь за результаты ЕГЭ. В этой ситуации удобным инструментом является электронный журнал, в котором прописаны домашние задания. Большинство родителей их смотрит, проверяет их и администрация.
Анжела Харитонова, практический психолог:
Анжела Харитонова
Сколько ученик тратит на домашнюю работу, зависит от его темперамента. Понаблюдайте за ребёнком. Кому-то лучше начинать с гуманитарных предметов, а потом выполнять математику, кому-то наоборот. Если у младшего школьника гиперактивность, дефицит внимания, то без контроля родителей с заданиями ему будет справиться сложно. Между выполнением уроков дома обязательны «переменки». Но физкультминутки не должны перевозбуждать ребёнка или «грузить информацией». Поэтому исключите в это время просмотр телевизора и компьютерные игры.
Татьяна Максименко, учитель начальных классов гимназии №20:
Татьяна Максименко
Заниматься надо так, чтобы у ребёнка не возникло отвращения к учёбе. В нашей гимназии всё по правилам: в 1-м классе домашних заданий нет, во 2-3 классах они рассчитаны на 1,5 часа, в 4-м классе – на два часа, не больше. Везде нужна мера! Но не всегда учителя её соблюдают! Иногда мало успевают на уроках, а всё, что не успели, задают на дом. Это неправильно! Большую часть материала надо проходить на уроке. Также часто родители по собственной инициативе занимаются с детьми дома, при этом иногда перегружают ребёнка. Тренироваться, конечно, можно, но в меру!
Инна Щербакова, уполномоченный по правам ребёнка в Тульской области:
Инна Щербакова
Ко мне поступают жалобы на то, что дети не успевают делать домашнюю работу, находясь в группе продлённого дня. Возможно, нет достаточного контроля со стороны администрации школы или же причина в нечётко поставленной перед учителями задаче. Смущает то, что по инициативе министра учитель должен давать домашние задания с учётом особенностей каждого ребёнка. Мне кажется, это сложно будет воплотить в жизнь, так как в этом случае для каждого школьника необходимо будет составлять индивидуальный образовательный маршрут.