Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей отправил в рассылку нашумевший законопроект, разрешающий останавливать торжественную регистрацию брака в загсе, если кто-то из молодых ведёт себя непристойно. Кроме того, документ предлагает обязать жениха и невесту указывать пол каждого в совместном заявлении о заключении брака. Как полагают сторонники инициативы, в нынешние времена надо уточнять даже такие вещи — во избежание казусов, передает в пятницу «Российская газета».
Одной из причин предложения стал случай в питерском загсе 7 ноября — брак обычной женщины и трансгендера, то есть мужчины, который сейчас меняет пол (в интернете его назвали браком «двух невест»).
«Подобные действия не только выражают явное неуважение к обществу, нарушают общепризнанные нормы морали и нравственности, но и оскорбляют чувства других молодожёнов, присутствующих в органах записи актов гражданского состояния, которые могут не разделять столь экстравагантного подхода к торжественной процедуре», — заявил один из авторов документа.
А потому закон хотят пополнить нормой о том, что «в случае если государственная регистрация заключения брака производится в торжественной обстановке, а поведение хотя бы одного лица, вступающего в брак, выражает явное неуважение к обществу или оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, руководитель органа записи актов гражданского состояния имеет право отложить государственную регистрацию заключения брака на срок до одного месяца». Другая поправка предусматривает обязательное указание в заявлении на брак пол каждого молодожёна.
Отзывы на проект принимаются до 2 февраля 2015 года.
Юристы неоднозначно отреагировали на инициативу депутатов. Сторонники идеи рассказывают в её защиту, что иногда новобрачные и их гости приходят в загс пьяными. Противники выступают за свободу самовыражения в день своей свадьбы.
Виктория Пашкова, адвокат:
Виктория Пашкова
Действующее законодательство действительно позволяет проводить операции по смене пола, предоставляя человеку право самостоятельно решать вопросы половой принадлежности и содержание личной жизни. В то же время российским законодательством неполно урегулирован правовой статус не только действующего брака, в котором один из супругов сменил пол, но и права детей, родившихся (усыновлённых) в таком браке.
То есть органы загс не могут расторгнуть брак по своей инициативе после регистрации смены пола супруга как противоречащий определению семьи. А это гипотетически даёт возможность существования официально зарегистрированных однополых браков в нашей стране, если кто-то из супругов не заявит сам о расторжении брака.
«Этим пробелом, надо полагать, и воспользовалась пара из Петербурга. Безусловно, каждый имеет право на личную жизнь именно в том формате, к которому чувствует склонность. Если оно не причиняет вреда окружающим, то никому не должно быть дела, что происходит в спальне соседа», — сказала Пашкова.
Однако всё чаще звучит опасение, мол, сторонники традиционных отношений стали чувствовать себя чуть ли не в меньшинстве. Слишком велико давление «новых» ценностей, говорят защитники традиций. Поэтому многие юристы уверены, что законодатели вправе защищать традиционную семью.