Максимальный срок лишения свободы для водителей, систематически управляющих автомобилем в нетрезвом виде, хотят увеличить с 2-х до 3-х лет. Соответствующие поправки в УК одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Об этом пишет «Коммерсант».
МВД предлагает внести поправки в ст. 264.1 УК РФ, устанавливающую санкции для водителей, которые уже были наказаны в рамках КоАП за пьяное вождение (или отказ от освидетельствования) и имеют статус «подвергнутых административному наказанию».
Если такой водитель снова пойман на пьяном вождении в течение года, он становится уголовным преступником. Сейчас суд может назначить штраф 200-300 тыс. руб., лишение свободы на срок до двух лет и другие виды наказаний.
Теперь же МВД предлагает еще более жестокие санкции для тех, кто ранее был судим по ст. 264.1 УК РФ: штраф до 500 тыс. руб., исправительные работы на срок до двух лет, принудительные работы на срок до 3-х лет, лишение свободы на срок до 3-х лет.
Введенная в 2014 году ст. 264.1 УК пьяных водителей не сдерживает, сказано в пояснительной записке к законопроекту. Из всех лиц, подвергнутых наказанию по ней в 2020 году, 20% было осуждено по ней повторно (в 2018 году — 10%, в 2019 году — 15%). В Удмуртии эта доля составляет 49%, в Мурманской области — 30%, в Волгоградской области — 25%. В МВД приводят случай в Калининградской области, когда гражданин был осужден четыре раза по ст. 264.1 УК. «На бытовом уровне подобные нарушения продолжают ассоциироваться с незначительным правонарушением, и лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, снова садятся пьяными за руль», — поясняют авторы поправок. Поправки поддержали в Генпрокуратуре, Верховном суде, СК, Государственно-правовом управлении Президента РФ.
Юрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает предложение МВД «условным усилением», ведь даже с учетом предлагаемых поправок судьи не смогут впервые осужденным по ст. 264.1 УК назначать реальные сроки, поскольку это преступление небольшой тяжести. Максимально возможное наказание — обязательные работы или ограничение свободы — действительно не воспринимается нарушителями серьезно. МВД, напоминает эксперт, несколько лет предлагало преступления по ст. 264.1 УК повысить до категории средней тяжести, это могло бы «развязать судьям руки», но от этой идеи отказались. Водители, садясь за руль в пьяном виде, никогда не думают о правовых последствиях, подчеркивает президент Московской коллегии правовой защиты Виктор Травин, для них разница в сроках лишения свободы значения не имеет.
Поправки к УК — не единственный новый инструмент по борьбе с пьянством за рулем. В рамках нового КоАП, который готовится Минюстом с прошлого года, планируется также ввести залог в 30 тыс. руб. за задержанный у нетрезвого водителя автомобиль, а в ряде случаев и конфискацию транспортного средства без права возврата. Последний раз законодательство для автомобилистов — любителей спиртного ужесточалось в июне 2019 года: тогда вступила в силу новая редакция УК, увеличившая максимальный срок лишения свободы для виновников ДТП с погибшими до 15 лет. В 2020 году, по статистике ГИБДД, произошло 11,8 тыс. аварий по вине нетрезвых водителей легковых автомобилей.