Этим термином обозначаются некорректные продажи финансовых продуктов, которые лишают нас с вами права на полную и достоверную информацию об их особенностях и рисках. Бывает, что недобросовестные консультанты и менеджеры намеренно недоговаривают о самом важном. Распространенная ситуация: при оформлении платежной карты вам не сообщили, что ее обслуживание будет бесплатным только ограниченное время. Также продавцы финансовых услуг зачастую идут на разные уловки, лишь бы продать услугу.
«Граждане должны быть осмотрительными и обращать внимание на условия договоров, не стесняться задавать уточняющие вопросы. В основе проблемы мисселинга, как и многих других, лежит невнимательность потребителей финансовых услуг, нежелание изучать предлагаемые к подписанию документы, готовность „верить на слово“ сотрудникам банков», — отмечает управляющий Отделением по Тульской
Часто жертвами мисселинга становятся клиенты, желающие открыть вклад. Недобросовестные сотрудники под видом «вкладов с повышенной доходностью» предлагают им иные продукты, не раскрывая всех рисков и особенностей их использования. В подобных случаях банки выступают в качестве страховых агентов, предлагающих клиентам услуги инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
Обычно граждане обнаруживают подмену только тогда, когда хотят досрочно вернуть размещенные сбережения, а сделать это без финансовых потерь, как правило, нельзя.
Поэтому Банк России проанализировал обращения граждан и рекомендовал кредитным организациям, используя специально разработанную форму, рассказывать об особенностях предлагаемых небанковских финансовых продуктов. В требованиях к базовым стандартам по защите прав потребителей финансовых услуг также закреплены положения по качественному информированию клиентов.