С начала 2017 года в силу вступила новая редакция статьи 10 №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Об этом пишут «Известия».
Поправки к этой статье поменяли правила проведения государственных проверок по жалобам потребителей на нарушение их прав: теперь потребителю недостаточно просто пожаловаться в Роспотребнадзор, сначала ему самому придется попробовать выяснить отношения с нарушителем — юридическим лицом или ИП.
И лишь в случае, если такое обращение не было рассмотрено или требования не были удовлетворены, может пойти в надзорное ведомство.
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов в целом положительно отнесся к новации, пояснив, что речь идет об общей тенденции для нашей страны, но признал, что пока до конца непонятно, как всё будет работать на практике.
Нововведение не распространяется на просроченные продукты, поскольку в изменениях речь идет о нарушениях наших прав, но лишь в случаях, когда не затрагиваются вопросы безопасности. Если вы купили просроченное молоко, на внеплановую проверку магазина по-прежнему можно рассчитывать и без собственных попыток пристыдить продавца.
А вот председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин отнесся к изменениям резко отрицательно.
— Это российская инновация, которая убьет остатки надзора. И это результат лоббирования бизнеса, который давно забыл о том, что такое требования к продукции. Теперь потребители, выбирая товар, должны помнить, что в случае чего вряд ли кто-то сможет их защитить, — поделился сомнениями Дмитрий Янин.
Эксперт полагает, что при новом порядке разрешения конфликтных ситуаций рядовые потребители будут терять несколько месяцев на переписку с организацией-«обидчиком». И после всего этого (если результат так и не будет достигнут), мало кто пойдет еще и в Роспотребнадзор.