Осенью этого года туляки отпразднуют 75-летие героической обороны Москвы и Тулы, и уже почти 25 лет в Тульской области ведется поисковая работа.
К сожалению, имена и судьбы многих защитников Тулы, в том числе и летчиков, до сих пор остаются неизвестными: методика работы поисковых отрядов на полях былых сражений за много лет отработана и дает хорошие результаты, а вот с поиском мест падений самолетов все гораздо сложнее.
Как правило, архивные сведения об авиационных потерях начала войны крайне скупы, либо отсутствуют вовсе.
Поэтому обычно успех в поиске во многом зависит от опроса местных жителей, среди которых рассказы об упавших самолетах передаются из поколения в поколение.
В начале октября по одной из таких «зацепок» был проведен выезд в Белевский район сводной поисковой группы общественной организации «Тульский Искатель» и Тульского областного отделения Русского географического общества. По имеющейся информации в лесу, за одной из деревень, осенью 1941 года упал подбитый советский самолет. После войны местные мальчишки проводили на месте гибели машины «раскопки», нашли недалеко от места падения планшет, шлемофон и пистолет, а в переднем бруствере воронки – скрученный взрывом пулемет. Все это они передали в местную школу, которая впоследствии закрылась, и реликвии были утрачены.
Действительно, поисковиками в лесу была обнаружена большая оплывшая воронка необычной «каплевидной» формы.
Первые же шурфы подтвердили, что это – место падения самолета: в грунте находилось множество характерных дюралевых обломков.
Детали самолета.
Взяли для раскопа квадрат метр на метр и вскоре обнаружили фрагменты останков пилота вместе с обрывками парашюта и меховых унтов.
Обрывок парашюта.
По сохранившимся гильзам с советскими клеймами можно уже судить о вооружении самолета – он имел пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм. Кстати, на одной из гильз выбита цифра «41», что совпадает с сообщениями жителей о времени падения самолета.
Пулеметная гильза.
Пока вскрыта лишь небольшая часть воронки, крупных деталей самолета не обнаружено. Часть находок оказалась «законсервирована» авиационным топливом или маслом, пропитавшим грунт и до сих пор издающим характерный запах. Поисковые работы планируется продолжить в ближайшее время.