Дохристианский русский праздник Ивана-Купалы совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. Совпадение языческого праздника Купалы с днем св. Предтечи Иоанна в народном понятии могли смешаться, тем более, что в основе обоих праздников лежит омовение водой. Поэтому предки наши, сохранив верования и обычаи древнего Купалы, соединили их с днем и именем св. Иоанна Крестителя.
Праздник Купалы был для наших предков великим днем очищения огнем и водой и вместе с тем служил праздником летнего солнцестояния, когда природа действует с особенною всеоживляющею и всевозбуждающею силою. Начиналась ночь вакханалией. Мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим криком все отправлялись в рощи и омывались в реке.
Суеверный обычай Купалы приписывает этому времени мистическую силу, которую можно использовать с выгодой для себя. Большинство поверий связано с кладами. Считалось, что в ночь Ивана-Купалы зацветает никогда не цветущий папоротник и указывает дорогу к кладу. Такую же силу приписывали Плакун-траве, выросшей, по преданию, из слез Богородицы. Корень плакун-травы, выкопанный на заре того же Иванова дня, имел неограниченную власть над чертями и открывал владельцу путь к кладу.
По инф. сайта "Праздники"