Среди серых трудовых будней мы разучились замечать интересные факты. Опаздывая на работу или торопясь домой, мы проходим мимо уникальных вещей и просто не видим их. Улица – живёт и дышит. Я – Роман Голованов и это мой блог «Голос улиц». Я буду рассказывать вам о том, что происходит вокруг нас каждый день. Я передам вам голос тульских улиц!
После уличной встречи с бродягой вопрос о существовании в Туле приюта для бездомных не давал мне покоя. На сайте «Управления соцзащиты населения» я нашёл адрес и телефон Тульской областной социальной гостиницы. Утром позвонил по указанному номеру и договорился с заместителем директора приюта о встрече.
Частный сектор домов на Агеева, 20-а. За кустами спряталось небольшое кирпичное здание, огороженное низким железным забором.
По соседству с приютом для бездомных расположился детский сад. Я вошёл в помещение. В нос ударил резкий запах.
Меня встретил директор социальной гостиницы Владимир Васильевич Жевнов. Мы расположились в медкабинете, который пустовал в этот день, Владимир Васильевич начал рассказ о работе гостиницы и процедуре приёма «постояльцев».
***
Эта социальная гостиница – единственная в области. В Алексине есть Дом ночного пребывания, где принимают бездомных на одну ночь. Но эти два заведения кардинально отличаются друг от друга. В социальной гостинице людям предоставляется жильё, койко-место и питание как минимум на месяц, а в ночлежке (не зря она так называется) бездомные могут только переночевать и наутро покинуть заведение.
В тульском приюте даже выдаётся временная прописка по адресу учреждения. Здесь за «постояльцами» ухаживают, помогают восстановить документы, оказывают психологическую помощь, после которой бомжи могут попытаться вернуться к нормальной жизни.
Социальная гостиница существует в Туле с 1998 года и базируется на территории бывшего детского сада. Люди сюда приходят сами, но койко-место выдаётся лишь тем, у кого на руках есть документ, удостоверяющий личность. Если такого документа нет, то персонал приюта помогает восстановить паспорт через милицию или другие инстанции.
Каждый посетитель проходит медосмотр в больнице. Если врачи обнаруживают какие-либо проблемы со здоровьем, то бездомного оставляют в медицинском учреждении на лечение. В социальной гостинице за состоянием проживающих следит медсестра. При проявлении симптомов заболевания постоялец возвращается в больничные стены.
Бездомные, в большинстве случаев, приходят в ужасном состоянии. Они проходят санобработку: их отмывают, обрабатывают гигиеническими средствами и выдают новую одежду.
- Массово бродяги приходят к нам лишь в лютые морозы. Проживание в социальной гостинице бесплатное, и люди у нас не сидят без дела, - уверяет заместитель директора социальной гостиницы Владимир Васильевич Жевнов. - Каждому поступившему прописывается определённая программа. Мы объясняем, где можно восстановить свои документы, если они утеряны, где можно получить группу по инвалидности. Восстановление документов занимает много времени. У нас был мужчина, который потерял паспорт ещё в восьмидесятые годы прошлого века. Уже сменилась страна, а он всё бомжует.
Всего в социальной гостинице 26 койко-мест: 7 женских и 19 мужских, но эта зима выдалась тёплой, занято всего десять мест. Зато в прошлом году гостиница была переполнена, кров давали всем, мёрзнуть не оставляли никого.
Каждому постояльцу выделяется чистый комплект белья. Бездомных кормят полноценным обедом один раз в день и выдают сухой паёк. В гостинице круглосуточно дежурит один администратор («нянечка»).
Многие бродяги поступают с обморожением. Им ампутируют руки, ноги. Таких постояльцев работники приюта возят на служебной "ГАЗели" по больницам и другим учреждениям, помогают им передвигаться.
- Некоторые постояльцы получают пенсию, и они делятся едой с более бедными соседями по койке, - рассказывает Владимир Васильевич. - Дни получки пенсии обведены красным кружком на наших календарях... Главная беда наших постояльцев - неумение тратить деньги. У нас запрещён алкоголь под угрозой выселения. Тогда, в дни получки пенсии или зарплаты, постояльцы пропадают на два-три дня. Гуляют. Отмечают. Работающих бродяг у нас почти нет. Мы помогаем с трудоустройством, но уже через некоторое время наши постояльцы бросают работу. Ленятся. Те, кто хочет исправиться, исправляются. Был один постоялец семидесяти лет, 46 из которых он отсидел в тюрьме за убийства. У нас он не терял времени даром - сам восстановил свои документы, сам оформил вторую группу инвалидности. Уехал на свою родину в Казахстан и оттуда сообщил нам, что вернулся жить в свою старую квартиру. А те, кому не нужно спасение, так и будут мотаться по улицам и рыться в мусорных баках.
Владимир Васильевич устроил для меня небольшую экскурсию по социальной гостинице. Мы зашли в спальню. Кровати стоят в ряд, на некоторых лежат бродяги. Они не обратили на нас никакого внимания. На одной кровати, замотавшись в одеяло, как в кокон, храпел мужчина. Мне пояснили, что это новенький - отсыпается. По узким петляющим коридорам мы спустились в санузел. Четыре совместных душа и отдельная туалетная комната.
- В чистоте и порядке себя держать всегда можно. Главное - захотеть. Можно мыться сколько угодно. Большинство так и делают. Но есть и такие клиенты, которых приходиться насильно заставлять принимать душ. Те, кому нужна помощь, приходят к нам сами.
Бомжевание - это образ жизни. Человек живёт свободно, предоставлен лишь сам себе. Тем, кто окунулся в этот мир, тяжело вернуться к обычной жизни. Но тот, кто хочет и готов реабилитироваться перед самим собой, всегда найдет пути и способы. А социальная гостиница и её сотрудники готовы помогать бездомным в возвращении к нормальной жизни.
На Тульском городском портале MySLO.ru март и апрель объявляются «Месяцем новичка»! Мы будем публиковать работы молодых, активных и полных энтузиазма блогеров, пишущих на совершенно новые для нашего портала темы. Такого вы точно еще не читали!
Поддержите их инициативу, расскажите в комментариях, что вы думаете об этих материалах, - мы ценим ваше мнение! Сильно не пинайте...