Полное интервью с новым художественным руководителем Тульского академического театра драмы.
Спустя два года после того, как не стало Александра Попова, в Тульском академическом театре драмы появился новый художественный руководитель.
С подачи областного департамента культуры им стал 70-летний Семен Бульба. Семен Александрович – человек мира. В последний раз театром руководил в далеком 1990-м году, это было в Иваново. С тех пор он занят преподавательской работой и различными российскими и международными проектами. Например, ставил каскадерское шоу в Америке, спектакль о жизни Марлен Дитрих в Вильнюсе, «Гамлета» во Владикавказе.
На первой встрече с труппой новый худрук заметил, что хотел бы видеть в спектаклях поменьше театральной крови и побольше человеческой. Впрочем, эта фраза говорит не о кровожадности, а о желании видеть в репертуаре больше настоящей жизни, которой всегда не хватает любому современному театру. Сам он человеческую кровь предполагает вливать через постановки «Ревизора» с антикоррупционным акцентом и «Пиковой дамы».
Сразу после своего назначения Семен Бульба ответил на несколько вопросов специально для газеты "Слобода" и Тульского городского портала MySLO.ru.
– Семен Александрович, говорят, с Тулой вас кое-что связывает в прошлом. Вы даже ставили здесь спектакль.
– Это было в конце восьмидесятых годов. Мы делали спектакль по пьесе Владлена Дозорцева «Завтрак с неизвестным», в котором были задействованы замечательные артисты – Коробкин, Казаков, Таня Смагина. Но тогда как раз пришел новый главный в театр, мы рассорились, и я послал телеграмму с просьбой снять мою фамилию с афиши. Кроме того я приезжал сюда к своим друзьям – режиссеру Александру Попову, с которым знаком еще по курсам Товстоногова, художнику Борису Ентину, и тульский театр для меня всегда будет связан с этими людьми.
– Вы ведь сейчас работаете параллельно и в Тульском театре кукол.
– Да, меня попросили восстановить спектакль «Небылица в лицах» по сказкам Бориса Шергина, который я выпустил в 2009 году. Но, конечно, сделать это оказалось непросто – уже половины нет тех артистов, которые были заняты в первой постановке.
– Расскажите о себе.
– Я в стольких театрах поставил спектакли... В интернете это есть. Уже пятнадцать лет работаю в школе-студии МХАТ, у меня там курс сценографов, и еще преподают параллельно в институте, где у меня режиссерский курс. Работал в Германии, во Франции, сейчас вот веду переговоры с Баден-Баден, они полгода уже морочат голову. С японцами в свое время было проще. Они просто позвонили и сказали, что хотели бы пригласить поставить спектакль. Премьера у нас такого-то числа. Первого марта еду в Сорбонну, у меня там мастер-класс с первого по девятое число. Потом сразу в Штаты в театральный лицей, потому что там тоже мастер-класс.
– И как при такой загруженности предполагаете находить время для руководства тульским театром?
– Понимаете, для того, чтобы руководить театром, не обязательно все время сидеть в кабинете. Что же касается поездок, то это сейчас такой период. Контракты были заключены задолго до этого, я не могу никого подвести. А что касается биографии – да, родился в Одессе. У меня есть трое детей, все сыновья. Жена у меня совершенно потрясающая, она была балериной Большого театра.
– Кто-то из сыновей продолжил театральную династию?
– К счастью, нет. Я сделал все, чтобы они этим не занимались.
– Как давно последовало приглашение возглавить тульский театр?
– Месяца два назад.
– К своим обязанностям, по вашим словам, вы приступите не раньше середины марта. А с какого числа подписан контракт?
– Не знаю, если честно. Наверное, с конца февраля или с начала марта.
– Что-то успели посмотреть за это время из текущего репертуара?
– «Аквитанскую львицу», «Одноклассники».
– Вы согласны с тем, что в театре сейчас кризис?
– Со мной никто об этом не говорил, и я сам нигде не произносил, что здесь какая-то кризисная ситуация. Не было этого текста. Я пришел для того, чтобы помочь. А всякого рода скандалы – это очень унизительная ситуация, в которой я и сам не хочу находиться, и подталкивать к этому коллектив.
– Контракт на год, на ваш взгляд, это оптимальный период для такой ключевой должности, как худрук?
– Я сам предложил именно такой срок. За это время всякое может произойти. Например, коллектив во мне разочаруется, или я сам найду себе замену, в товариществе режиссеров, которым руковожу. Да, меня приняли с недоверием, но так воспринимается каждый новый человек в коллективе, в этом нет ничего удивительного. Однако я иду сюда с желанием работать. Так что дело не в сроке, на который подписан контракт. Можно подписать на пять лет, а уйти через полгода. Сейчас конец сезона, потом, вероятно, гастроли. Что можно за это время успеть? У театра уже есть свои планы, и я не имею права вот так в них влезать. Надо посмотреть, как встроиться в его жизнь, чтобы не повредить.
– Когда планируете начать работу над «Ревизором»?
– Сразу после моего возвращения – числа 15-го марта. И выпустить где-то в июне. А параллельно я бы хотел начинать с молодежью сочинять «Пиковую даму». Она, наверное, пролонгируется через отпуска до следующего сезона.
– Какие с вашим приходом в театре могут произойти перемены?
– С этим точно спешить не надо. Начнем работать, посмотрим, что будет сделано, и на меня начнут по-доброму смотреть, тогда и можно говорить о стратегии. В театре очень осторожно надо с переменами, тем более с резкими. Потому что конфликт в любом театре зарождается на раз. Лицо театра определяется исходя из репертуара, возможностей актеров, но это очень длинная непростая история. И все рассудит время.
Из досье «Слободы»
Семен Бульба.
Родился 15 апреля 1942 года.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Школы-студии МХАТ, дисциплины: основы режиссуры, сценографическая композиция, генеральный директор РОО «Товарищество режиссеров».
1970-1985 — режиссер-постановщик Московского театра юного зрителя.
1985-1987 — главный режиссер Ижевского русского драмтеатра им. Короленко.
1987-1990 — главный режиссер Ивановского театра драмы.
Премия «Серебряная маска» 1976 года за спектакль «Любовь необъяснимая». София. Театральный фестиваль. 2-я премия за проект «Театр для будущих поколений». Париж. Центр Ж. Помпиду 1979 г. 1-ая премия в номинации «Лучший спектакль». Всероссийский Театральный фестиваль, посвященный 40-летию Победы.
Автор: Сергей Гусев