Туляки придумали «умный» радар

Туляки придумали «умный» радар

Никаких нарушителей, минимум экипажей ДПС, работу светофора и интенсивность потока машин контролирует искусственный разум... Фантастика? Изобретение тульских умельцев призвано превратить ее в реальность!

Никаких нарушителей, минимум экипажей ДПС, работу светофора и интенсивность потока машин контролирует искусственный разум... Фантастика? Изобретение тульских умельцев призвано превратить ее в реальность!


Новые радары всю работу сделают сами, а пока приходится работать по старинке: прицелился, огонь! На фото тульский сотрудник ДПС Анатолий Брыксенков.

Павел Плахов. Фото автора
и Сергея Киреева.


@ Изобретения тульских ученых, истории о неординарных жителях нашего города читайте на интернет-портале MySLO.ru

На днях туляки вернулись c III международного конгресса по интеллектуальным транспортным системам, где их изобретение вызвало нешуточный интерес! Чтобы осознать революционность изобретения – небольшой технический ликбез. Его предмет – обычный полицейский радар, которым измеряют скорость движущихся автомобилей. Принцип работы основан на переотражении радиоволн движущимися объектами – так называемый доплеровский сдвиг частоты. Радар излучает волну, которая «долетает» до автомобиля, отражается и возвращается, «сообщая», с какой скоростью двигалось авто.

Бывают еще и фоторадары, способные с помощью камеры получить изображение транспортного средства, «опознать» его, считав номер.

– Начиная работу над нашим устройством, мы оценили минусы существующих дорожных комплексов, – говорит  автор проекта Игорь Мацур, доцент кафедры «Радио­электроника» ТулГУ. – Помните знаменитую ошибку фоторадара из-за того, что отраженный сигнал он принимает от, например, спорткара, а фотографирует трактор? В результате колхозному трактористу приходит штраф за превышение скорости до 180 км/ч! А еще бывают случаи, когда фоторадар путает номера...


Наш радар тоже использует доплеровский метод, но с одним отличием – вместе с отраженным сигналом авто будет выдавать закодированную информацию о себе, – продолжает Евгений Минаков, профессор кафедры «Радиоэлектроника» ТулГУ, доктор технических наук, государственный эксперт по электронике в Тульской области. – Специальный чип-ответчик будет встраиваться в автономера. Его толщина всего 20 нанометров.

 

Радар, получив сигнал ответа, ТОЧНО знает, от какой машины он пришел и с какой скоростью она двигалась.

И когда «умный» радар обнаруживает нарушителя, он через модем посылает сигнал на ближайшую вышку сотового оператора. Оттуда через Интернет данные о нарушении ПДД поступают на сервер управления ГИБДД. Система автоматически «выписывает» штраф, распечатав обычный штрафной квиток, а нарушитель уведомляеся по SMS. Получается тотальный контроль, ни один лихач не уйдет от наказания!


Крепить «умные» радары можно  на столбах или опорах мостов. А можно даже спрятать их под землю!

Как дорого будет стоить поставить на все автомобили страны метки-ответчики? Опытный образец, на котором проводились научные тесты, обошелся изобретателям всего в 100 рублей.

Ничтожная цифра, учитывая сумму, которую мы платим при получении новых номеров. А если учитывать противоугонные функции номеров (перевесить их будет невозможно – без них машина просто не заведется), получается, что новинка – просто подарок автомобилистам.

Наше устройство стоит дешевле обычного фоторадара, – продолжает Игорь Мацур. – Оно не боится сложных погодных условий, может работать как противоугонное средство, не ошибается, не требует участия человека… Еще один момент: «умный» радар должен разгрузить сотрудников ДПС. Да и вопрос взяток на дорогах должен исчезнуть сам собой!

– «Умный» радар еще может и движение организовать, – говорит профессор Игорь Агуреев, декан факультета  «Транспортные и технологические системы» ТулГУ, доктор технических наук. – С помощью него можно отследить загруженность трассы, которая меняется в зависимости от времени суток, правильность совершения дорожных маневров. Для этого достаточно разместить антенны на каждой полосе.

 


Как заменить все номера на всех автомобилях? Для этого нужен специальный законопроект. В настоящее время он рассматривается в Госдуме.

– Совсем недавно мы получили официальное письмо из Госдумы, – говорит Евгений Минаков. – Вот что нам пишут: «Предлагаемая вами система представляет интерес». Мы уже отправили ответ с объяснениями, как лучше реализовать нашу программу…

И снова вопрос, который может волновать обычных автомобилистов: «Как же так, получается, за нами будут следить?» Прежде всего нужно помнить, что основная задача радара – поддерживать порядок на дорогах, спасать человеческие жизни, предотвращать угрозы терроризма. Это ли не главное? Во-вторых, наш высокотехнологичный век, вероятно, уже сопряжен с неким контролем. Сотовая связь, уличные камеры слежения, социальные сети. Без комментариев! К тому же, по словам изобретателей, информация о тех, кто проехал под радаром и не нарушил при этом ПДД, не будет сохраняться в системе.


Комментарий специалиста
За туляками будут следить. А это законно?

Свое мнение об автоматической системе контроля соблюдения правил дорожного движения высказал Владимир Мигунов, начальник отдела пропаганды УГИБДД по Тульской области.

– Преимущества, перечисленные авторами проекта, безусловно, хороши. Однако у меня возникает ряд логичных вопросов, связанных с его реализацией. Вот несколько очевидных недостатков «умного» радара. Во-первых, датчики позволяют отслеживать движение автомобиля в реальном времени – такое ограничение личной свободы, определенно, понравится не каждому. Убедить кого-либо в том, что данные не сохраняются в системе, будет сложно. Во-вторых, как мне кажется, при реализации проекта могут возникнуть проблемы с арендой земли для монтажа датчиков и прокладки необходимых коммуникаций. И последнее: юридических лиц по такой схеме не накажешь, а это около половины авто парка.

25 мая 2011, в 10:33
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день