Гиперактивные дети: Как справиться с непоседами

Часто непоседливость и невнимательность ребенка может говорить о неврологических нарушениях. Как не пропустить заболевание и помочь малышу?

Часто непоседливость и невнимательность ребенка может говорить о неврологических нарушениях. Как не пропустить заболевание и помочь малышу?


Если ваш малыш слишком активен, запишите его в спортивную секцию.
Посоветовать, чем именно занять малыша, может невролог или психолог.
(На фото Артемка Высоцкий и Олежек Бойков).
фото Fotolia/PhotoXPress.ru 

Моему сыну 5 лет. В сад не ходит. Он очень активен: постоянно бегает, прыгает, ерзает, балуется. Успокоить его очень трудно. На спокойные замечания не реагирует – как будто не слышит. Если ругаешь, сразу начинает кричать и плакать. Отдала его на развивающие курсы – так воспитатель жалуется, что мой сын не в состоянии высидеть 30 минут занятия. А ведь скоро в школу! Как найти подход к такому ребенку?
Кристина, 28 лет, г. Тула.

Когда внимание в дефиците
Похоже, в письме речь идет о ребенке с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Конечно, такой диагноз ставит врач, и маме необходимо посетить детского невролога. А рекомендации по воспитанию такого ребенка дает психолог. Давайте сегодня разберемся: как организовать непоседу, развить его внимание и подготовить к школе, какие методы воспитания использовать, куда направить избыток энергии.
Рекомендации подойдут и родителям детей, которым уже поставлен диагноз СДВГ, и родителям слишком активных, импульсивных малышей.

Помогите малышу!
Для гиперактивного ребенка очень важен режим. Приучив его делать дела в определенное время, вы сведете к минимуму капризы. Режим дня надо нарисовать и повесить на стену, лучше составить его вместе с ребенком.
Время развивающих занятий выберите, учитывая биоритмы крохи. Понаблюдайте, когда он более спокоен и внимателен – утром, днем или вечером? Занимайтесь с ним в одном и том же месте. На столе для занятий и рядом не должно лежать лишних предметов – ярких игрушек, книжек и т.п. Занимайтесь с малышом столько, сколько он способен высидеть. Перерыв – каждые 20-30 мин.
Заведите дневник и отмечайте в нем успехи малыша дома и в детсаду (школе). Отметьте выполнение домашних обязанностей и поведение. Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать подарочком). Дневник повесьте на стену в комнате ребенка.
Будьте позитивны! Хвалите его всегда, когда он это заслужил, подчеркивайте незначительные успехи. Такие дети игнорируют замечания, но чувствительны к похвале.
Не ругайте ребенка за излишнюю активность. Не прибегайте к физическому наказанию.  Ребенок должен чувствовать вашу поддержку.

Трудности малыша решайте только вместе.

Если что-то запрещаете, четко объясните, почему. Определите для малыша рамки поведения – что можно и что нельзя.
Поручите ребенку домашние дела (мыть посуду после ужина, кормить кота). Так малыш научится следовать правилам и нести ответственность.
Всегда сохраняйте спокойствие в присутствии ребенка. Дети всегда чувствуют настроение родителей. Если мама обижена, злится – ее состояние передается крохе.
Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку.
Избегайте больших скоплений людей, шумных гостей.
Дайте ребенку возможность расходовать «лишнюю» энергию. Полезна физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спорт.
Постарайтесь разглядеть, к какому занятию тянется малыш. Пусть у него будет хобби. Это повысит его самооценку и поможет выработать усидчивость. Но не перегружайте. Все в меру!

> На заметку

Портрет гиперактивного ребенка
Гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, всегда в движении. Ерзает на стуле, много говорит, не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях. Он ненавидит скучные и длинные задания. Ему трудно быть последовательным и собранным. Его внимание поверхностно и быстро переключается. Он перебивает людей в разговоре, отвечает, не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.
Если у него не получается что-то сделать, он злится и все бросает. Легко возбуждается и с трудом успокаивается.
 Обычно признаки гипер­активности видны у малыша 1-2 лет, но родители не обращают внимания на «тревожные знаки». Чаще всего взрослые начинают бить тревогу, когда ребенок идет в сад и воспитатели жалуются на него. А если вместо сада ребенок остается дома, то некоторые мамы и папы умудряются не обращаться к специалистам вплоть до школы. А в школе такому ребенку тяжело – там от него требуют усидчивости и подчинения правилам.
Гиперактивному ребенку обязательно нужна помощь невропатолога и психолога! Большая часть детей «перерастает» свои проблемы к 9-12 годам – все зависит от своевременной помощи и тяжести расстройства.
Причины патологической активности

  • 15 % – генетические,
  • 70% – биологические (органические повреждения мозга во время беременности, гипоксия плода, родовые травмы),
  • 15% – социально-пси­хо­логические (микроклимат в семье, неправильная линия воспитания).

Анжела Харитонова, практический психолог.

 

20 апреля 2010, в 17:09
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день