Валерий Золотухин:"Сила России - в патриотизме!"

Валерий Золотухин:"Сила России - в патриотизме!"

Исторический блокбастер "1612", который сейчас идет на широких экранах страны, лучше любых исторических книг учит граждан любить свою Родину

Исторический блокбастер "1612", который сейчас идет на широких экранах страны, лучше любых исторических книг учит граждан любить свою Родину - в этом убежден народный артист России Валерий Золотухин.

Валерий Золотухин - народный артист России. В фильме "1612" сыграл мудрого отшельника-прорицателя.


Так уж устроен российский человек - слово "госзаказ", не раз упомянутое в прессе в связи со съемками исторической ленты "1612", да еще и мегабюджет (12 000 000 долларов!!!), да еще и звездный актерский состав: и Михаил Пореченков, и Федор Бондарчук, и Александр Балуев, и Марат Башаров - все это вызывает настороженное и придирчивое отношение. Да еще и любовная линия, которая чистой воды режиссерская придумка, не соответствующая исторической правде! И критика обрушилась на режиссера Владимира Хотиненко с удвоенной силой. И не заметила многого, что достойно внимания. Что именно - рассказывает актер Валерий Золотухин, сыгравший в фильме роль мудрого отшельника-прорицателя.
- Валерий Сергеевич, был ли пресловутый госзаказ на "1612" или нет? Вы как актер и теперь уже политик (Золотухин является членом "Справедливой России") можете легко оценить это...
- В каком-то смысле да, но режиссер вряд ли придавал этой "священной корове" большое значение. Снять фильм о Смутном времени он мечтал очень давно, еще во время учебы на Высших режиссерских курсах. И потом, госзаказ знаком нам по временам СССР, а разве тогда снимали плохие фильмы? Те же "Кубанские казаки" - этот фильм, кстати, тоже в чем только не обвиняли: дескать, лакировка действительности, политзаказ, и это так и есть, это сказка, но люди смотрят его и сегодня с огромным удовольствием! Потому что иногда сказка оборачивается квинт-эссенцией чего-то сущностного, непреложного, фиксирует нечто настолько значимое, что остается в веках. И Пырьеву это удалось, в этом его гениальность. Так что, думаю, время расставит все по своим местам, и, слава Богу, режиссер критику предвидел и относится к ней спокойно. Но самое парадоксальное - выход фильма критики "приурочили" ко Дню народного единства, пройдя мимо той самой исторической правды, к которой взывают: фильм вышел в прокат не 4-го, а 1-го ноября, а это день рождения великого русского полководца князя Дмитрия Пожарского! Кто знает об этом?
- Но в картине он не главный герой, а гражданина Минина нет вообще...
- Да, и это возмущает тех, кто привык мыслить стереотипами, усвоенными еще в средней школе: Минин и Пожарский должны быть монолитны, как памятник на Красной площади. Но дальше этих стереотипов у подобных знатоков истории дело не идет. Поэтому, думаю, режиссер сознательно ушел в приключенческий жанр и фантастику. Знаете, актерам перед съемками раздали сценарий, на котором стоял эпиграф: "Нет ничего более достоверного, чем сама недостоверность. Плиний Младший". И если у кого-то возникали недоумения по поводу исторической достоверности, Хотиненко отправлял читать эпиграф. Так что задача фильма была иной, и Минин с Пожарским - не главные герои, они станут таковыми в четырехсерийной телеверсии фильма. "1612" - сказка, необычная и удивительная. Не всегда светлая, но обнадеживающая, вселяющая веру в справедливость. И самое главное - "1612" учит патриотизму, и учит очень своевременно, ведь XVII век - важнейший период в нашей истории, без которого Россию просто не понять. А сейчас те времена и вовсе актуальны, ведь мы с вами долго жили в очередном Смутном времени. Даже по длительности с XVII веком совпадает!
- Что Вы имеете в виду, проводя такую аналогию?
- Постсоветский период. Под действием центробежных сил распалось огромное государство. Но времена хаоса и смуты остались в прошлом, на смену им пришли новые русские, ставшие впоследствии капиталистами, затем олигархами, затем самыми богатыми олигархами в мире. И сегодня мы имеем то, что имеем. Современной России необходимо вновь набираться сил и мощи и консолидировать вокруг себя дружественные государства. И вопрос, откуда брать национальное самосознание, на что ему опираться - далеко не риторический. Вся прелесть фильма в том и заключается, что он наверняка подтолкнет зрителя осознать величие и могущество страны, причем сделает это лучше любых учебников. Ведь в итоге восторжествовала справедливость, заложенная в наши души на генном уровне.
- Вы верите, что в жизни она восторжествует рано или поздно, как и в фильме?
- В справедливость свято верит мой герой, отшельник-столпник, потому и несет свой тяжелый крест и стальные цепи-вериги безропотно и одухотворенно. В нее верю и я сам, потому и вступил в партию "Справедливая Россия", и буду защищать справедливость всеми средствами. И в первую очередь средствами искусства, главная задача которого - делать человека лучше. Лучше - значит, честнее, добрее, справедливее, ведь это взаимообусловленные качества. И если после просмотра фильма у кого-то на душе стало лучше (а ведь таких отзывов, я знаю, тоже много), причем просто так, без каких-то определенных причин, значит, мы своей цели достигли.

Елена Маслова.

14 ноября 2007, в 10:02
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день