1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Тула-Москва-Тула - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Тула-Москва-Тула

Тула-Москва-Тула

В сегодняшней публикации мы вместе с нашим читателем Владимиром Глазковым продолжим вспоминать о "продуктовых" столичных вояжах туляков во времена тотального дефицита.

В сегодняшней публикации мы вместе с нашим читателем Владимиром Глазковым продолжим вспоминать о "продуктовых" столичных вояжах туляков во времена тотального дефицита.

Совершив марш-бросок по столичным магазинам и купив "все, что давали", можно было с чувством выполненного долга сесть на лавочку и развернуть припасенный "тормозок"... (Фото тулячки Анны Лапшиной).


ДА, БЫЛИ ЛЮДИВ НАШЕ ВРЕМЯ!
Затарившись окончательно, спускались в метро на станции "Кировская". Оттуда выползали на площадь Трех Вокзалов и - к "Каланчевской", прозванной народом "Каланчой".
Обратный путь нередко становился отдельным приключением. Особенно летом, когда железная дорога любила отменять электрички в связи с ремонтом путей. Тогда часам к четырем в чахлом скверике у платформы можно было наблюдать картины, напоминающие лагеря палестинских беженцев, знакомые всем советским гражданам исключительно по программе "Время".
Ситуацию несколько разряжало наличие поблизости общественного сортира. Он жив и сейчас, правда, стал платным и половина его занята под автомойку. А вот первый ларек, где можно было купить кое-какую еду, появился на Каланче только в середине 80-х.
Помню, как однажды летом, в 30-градусную жару, отменили подряд три электрички. И когда подошла "семичасовая" (18.58, прибытие в Тулу в 22.22), вся огромная, ошалевшая от духоты толпа устремилась на ее штурм. Если бы бравые ребята из железнодорожной милиции не утрамбовывали груженых сумками туляков в тамбур, состав не смог бы тронуться с места - просто-напросто не закрывались двери. Каким образом в эти же вагоны умудрилась впихнуться еще уйма народу на Курском и в "Текстилях" - для меня до сих пор загадка. Равно как и то, почему по дороге никто не помер от жары и духоты. Нет, крепок, крепок был советский человек, не то что хилое новое поколение, ворчащее по поводу отсутствия кондиционеров.

ОЧЕРЕДЬ ЗА МЕЧТОЙ
Конечно, маршрут мог меняться, если кроме продуктов требовалось купить какие-то вещи долгосрочного пользования. За школьной формой мы ездили в "Детский мир", о котором можно написать не то что отдельную статью - целую книгу. Одежду искали в "большой тройке" московских магазинов - ГУМе, ЦУМе, Петровском пассаже. В Пассаже мне как-то довелось стоять вместе с мамой в очереди за японскими кофточками (мечта всех женщин начала 80-х) 6 часов! Линии в Пассаже не такие длинные, как в ГУМе, но одну из них мы за эти часы прошли от начала до конца. И это притом, что у прилавка стояли два милиционера и следили, чтобы никто не лез без очереди, а в одни руки больше двух кофточек не давали. Стоила кофточка целых 60 рублей, но оказалась вечной - она до сих пор цела и выглядит так же, как и в 1981 году.

"Магазин образцовой торговли" ГУМ был символом столицы СССР наравне с Кремлем, мавзолеем Ленина и ВДНХ.
А в Демонстрационном зале ГУМа мечтали побывать все советские женщины! (Фото прислал туляк Игорь Седов).


РЕЖИМ ЕСТЬ РЕЖИМ
Время вносило в нашу жизнь свои коррективы. Например, при генсеке Андропове поездки в Москву у нас случались гораздо реже. Во-первых, кое-что появилось в продаже и в Туле, а во-вторых, можно было нарваться на большие неприятности. Тогда по магазинам, парикмахерским, баням, кинотеатрам и прочим "рассадникам" соцкультбыта ходили неприметные товарищи в штатском и интересовались у покупателя или клиента, кто он такой и почему находится здесь в рабочее время. Так пытались укрепить трудовую дисциплину, здорово расшатавшуюся за благодушные брежневские годы. Горе было тому, кто не в законном отгуле и не в отпуске - через короткое время на работу приходила официальная бумага. Это грозило нарушителю выговором, лишением премии, переносом отпуска на зиму, а то и вылетом из очереди на мебель, машину, квартиру и прочие житейские блага.

КОНЕЦ ЕДЫ
В перестроечную эпоху ездить в Москву практически перестали - прилавки столичных магазинов по пустоте сравнялись с провинциальными. Поговаривали, что теперь в Москве все продукты поступают в продажу только по вечерам, перед самым закрытием магазинов, чтобы их не раскупили приезжие. Доля истины в этом была - те, кто учились в Москве, даже в конце 80-х нет-нет да и притаскивали домой всякие вкусности, купленные вечером по случаю в каком-нибудь окраинном универсаме.
Позже еда исчезла из продажи как класс, сменившись уксусом, солью и турецким чаем. Ну а потом наступили 90-е, когда столичные жители нередко и сами ездили на провинциальные рынки, скупая дешевые овощи и мясо. Круг замкнулся.

Ведущая рубрики
ЕленаРЯБИКОВА.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

25 сентября 2007, в 14:43
Другие статьи по темам
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.