В любом коллективе есть «звезды» и изгои. На первых равняются, со вторыми общаться негласно запрещено. Сегодня поговорим о том, каково это – быть аутсайдером.
«В нашей дружной компании всегда рады новичкам!» – ребята из школы №15.
Алина Илюшечкина, психолог.
Фото Сергея Киреева.
Конкурс «Объектив на позитив». Заходи!
Белые вороны
У школьников (да и у детсадовцев!) буквально с первого взгляда можно понять, кто в группе лидер, кто предпочитает быть в стороне, а кто и вовсе отвержен коллективом. Если ваш ребенок белая ворона и если его это беспокоит, пора принимать меры!
Отношения со сверстниками в детстве играют большую роль в формировании личности человека. От этого может зависеть поведение и во взрослой жизни.
Что же испытывают отвергнутые классом?
Из детских блогов:
“ Друзей у меня почти нет. В последнее время я ощущаю, что теряю веру в людей, у меня развивается недоверие ко всему миру. Я очень много времени провожу наедине со своими мыслями. Я не знаю, что со мной происходит…»
“ «Я боюсь людей. Не могу себя преодолеть. Я слишком нерешительна. Сначала я просто остаюсь в стороне от всех, а потом надо мной начинают издеваться. Я больше не могу терпеть все это! Я в отчаянии. Неужели я всю жизнь буду изгоем?»
Итак, изгой – это сложный комплекс чувств: недоверие, растерянность, злость, печаль и при этом желание найти понимание и общение. Статус аутсайдера создает проблему одиночества, причем вынужденного.
Положение аутсайдера напоминает замкнутый круг: ровесники игнорируют ребенка или же делают объектом насмешек. А он еще больше уходит в себя либо становится агрессивным. Из этого круга самому ребенку выйти сложно. Есть и другая трудность: общаться с «чужим», значит самому стать отверженным. А кому не страшно занять такую позицию? Поэтому даже при желании помочь одиночке опасение за свое положение перевешивает стремление помочь.
Как понять, что мой ребенок «свой» в компании?
Понаблюдайте за сыном или дочкой:
он часто говорит по телефону с одноклассниками,
проводит выходные с друзьями,
часто рассказывает вам о друзьях,
участвует во внешкольной жизни,
часто ходит в гости к друзьям,
с радостью идет в школу,
у него хорошее настроение после школы.
Если ответов «да» почти нет, стоит задуматься: «Комфортно ли моему ребенку в школе?»
«Почему меня не любят?»
Почему так часто возникает проблема аутсайдеров в школе? Дети – это еще не сформированные до конца личности, они постоянно ищут себя, стремятся реализоваться. И для этого используют самый простой для себя и при этом жестокий для других способ: найти кого-то слабее. Часто отвергаемый является лишь поводом для насмешек просто потому, что кто-то должен занять это место.
Но некоторые дети сами ставят себя в такую ситуацию. Например, ребенку нравится казаться шутом. Ему нравится, что он может развеселить всех. Но со временем эта роль прирастает к нему. И теперь школьник становится постоянным объектом насмешек, сам того уже не желая.
В младших классах чаще бойкотируют тех, кто плохо учится, слишком драчлив и непоседлив. В более старшем возрасте такое положение может занять любимчик учителя, нестандартные дети со своеобразным мышлением либо необычной внешностью.
Мой дом – моя крепость
Помочь в такой ситуации ребенку должны в первую очередь родители. Во-первых, отнестись к ситуации со всей серьезностью. Вам это может показаться мелочью, но для ребенка, который только входит в этот социальный мир, учиться общаться и налаживать отношения с окружающими очень важно. Просто представьте себя на его месте: каково, если вы каждый день ходите на работу, а вас там открыто обсуждают, причем не в лучшем свете?
1 Поговорите о чувствах: «Мне кажется, ты в последнее время стал грустным. Наверное, ты чем-то расстроен? Тебя что-то беспокоит?»
Если ребенок не хочет вам открыться, не надо дотошно расспрашивать. Понаблюдайте за настроением ребенка, пообщайтесь с его учителями, школьным психологом.
2 Важно изменить ситуацию в классе. Здесь большое значение имеет совместная работа педагога и родителей. Нужно включить ребенка в школьную жизнь, позволить ему участвовать в общих занятиях: вместе с другими сделать стенгазету, подготовить выступление к празднику и т.д. Работать надо со всем классом, а не разговаривать с каждым учеником отдельно. Простые лекции о дружбе и уважении вряд ли надолго помогут, если вообще не вызовут обратного эффекта.
Обратитесь к психологу, он может провести для ребят тренинг. В начальной школе можно рассказать сказку, например, про животных из леса, которые не дружили с зайчиком, а в трудной ситуации он всех спас. Так лесные жители стали ценить своего героя!
Ребята будут переносить сюжет на свой класс, а учитель или психолог поможет им осознать смысл истории. Главное, что они сами должны все понять, а не получить «указание дружить».
Со временем позиция одиночки может закалить характер ребенка. Он станет уверенным и сильным, просто потому, что смог все это достойно пережить!
Знаете ли вы…
Герцогиня Кэтрин, жена принца Уильяма, была в детстве спокойной и чувствительной девочкой. В частной школе Down House в Англии ее постоянно задевали другие ученицы. Известно, что на своей свадьбе вместо подарков Кэтрин попросила перечислить деньги на благотворительность. Средства переводились и в специальный фонд помощи детям, которых притесняют в школе.
Кстати
Что влияет на популярность ребенка?
Внешний вид.
Ум. Смекалка, школьные оценки, уровень знаний
Сила. Способность постоять за себя, спортподготовка
Общительность. Умение поддержать разговор, заводить знакомства
Дорогие читатели!
Если у вас есть вопросы о воспитании детей,
звоните по телефону 23-52-67
или пишите на электронный адрес [email protected].
Алина Илюшечкина,
корреспондент, детский психолог.