Трамваи – безусловно, неотъемлемая часть Тулы. Почему же мы ежегодно обсуждаем, нужны вагончики городу или нет? Новый виток спорам дал недавно назначенный руководитель областного УГИБДД Михаил Есаков. На пресс-конференции он высказал сомнения в целесообразности использования трамваев и привел в пример Рязань (его родной город), где трамвайных путей уже давно нет.
Михаил Есаков
В 2009 году я побывал в Казани на встрече с их начальником ГАИ (Тогда Михаил служил в должности зам. начальника рязанского Управления ГИБДД. – Прим. авт.). И удивился тому, что улицы в городе стали шире. Оказалось, они сняли и заасфальтировали трамвайные пути. Мы в Рязани поступили так же. Как итог, увеличилась пропускная способность дорог. Ведь у трамваев масса минусов! Из-за трамвайных путей количество ДТП только увеличивается. Да и перевозят они кого – трех бабушек? Этот вопрос обязательно будет рассматриваться. Тем более, у трамваев есть альтернатива – троллейбусы и автобусы.
Мэр города Александр Прокопук, напротив, выступает за тульские трамваи. Об этом он сообщил в интервью в январе этого года.
Александр Прокопук
Красивые новые или качественно отремонтированные, стилизованные под старину трамваи – это шарм, украшение города! Я был в Венгрии, Чехии. Там трамвай берегут, все старые вагоны отреставрированы. Конечно, нужны средства не только на реставрацию вагонов, но и на ремонт трамвайных путей – чтобы везде были такие, как в центре города, бесшумные, которые можно использовать как дополнительную полосу для движения машин. Много споров до сих пор, убирать трамваи или нет. Это экологически чистый вид транспорта. И он вполне может быть современным.
Туляки Дмитрий и Надежда Ктиторовы на украшенном трамвайчике отправились в новую семейную жизнь!
Хочется отметить, что на самых оживленных участках дороги: пересечении ул. Советской – ул. Ф. Энгельса, ул. Советской – ул. Оборонной в этом году трамвайные переезды отремонтировали. А трамвайный парк не перестает пополняться новыми «жителями». К слову, современный низкопольный трамвай впервые появился в 2008 году именно в Туле.
Владимир Груздев
Мы будем использовать трамвайную сеть. Мостить ее, разрешать по ней движение. Это наш запас, резерв, козырь. Но удовольствие это дорогое – один Зареченский мост обошелся городу в 100 млн рублей. А это недешево, и вопрос это небыстрый. Но мне кажется, что убрать трамваи – это решение неправильное. В каждом современном городе трамвай есть. В Москве, например, восстанавливают трамвайное движение. Ведь это альтернатива частному транспорту, и она должна быть.
Из истории вопроса
Вагончики конно-железной дороги на улицах Тулы без малого полвека были визитной карточкой нашего города. Слово «конка» появилось в тульском словаре в 1888 году, когда горожане впервые узнали, что такое общественный транспорт. На левом берегу реки Упы недалеко от моста был построен парк конно-железной дороги, а ее линии проложили по улицам (все названия современные) Советской, Революции, Октябрьской, Менделеевской, проспектам Ленина и Красноармейскому. Обслуживала конку бельгийская компания.
1910 г. Угол ул. Киевской (сейчас пр. Ленина) и ул. Посольской (сейчас ул. Советская). Из архива М. Б. Тенцера
2 января 1913 года правление акционерного общества городских и пригородных конно-железных дорог в России прислало в Тульскую городскую управу проект договора на постройку и эксплуатацию электрического трамвая в Туле. Этот проект получил одобрение главы города, и, если бы не Первая мировая война, Тула могла получить трамвай не в 1927 году, а на 10 лет раньше. Но в итоге город практически остался вообще без общественного транспорта: в годы войны лошадей забрали на фронт, в 1916 году по Туле звенели всего 12 вагонов конки.
А 7 ноября 1927 года состоялся торжественный запуск первых трамваев. Курский (ныне Московский) вокзал был соединен с южной окраиной города – Толстовской заставой (ныне это чуть выше перекрестка улицы Л. Толстого и проспекта Ленина). Линии пролегли по улицам Красноармейской, Советской и Коммунаров (ныне проспект Ленина).
1960 г. На трамвае №4 можно было доехать до Косой Горы
Только цифры
8,9 километра – протяженность первой трамвайной линии в Туле.
11 трамвайных маршрутов сейчас действуют в Туле.
Есть мнение
Елена Данилова, домохозяйка
Трамвай, на мой взгляд, это самый безопасный и стабильный вид городского транспорта. Очень милый и ностальгический! Но мне на нем ездить совсем неудобно. Поэтому будет он – хорошо, не будет – я не пострадаю.
Александра Перелыгина, студентка
Для меня трамвай – это знаковый и очень любимый транспорт. Моя мама – водитель трамвая, и с папой она познакомилась во время ее маршрута. Поэтому мое мнение однозначно – этому романтичному транспорту быть!
Я за трамваи! Но они должны ездить по второстепенным улицам, например, Оборонная и Ф. Энгельса с этим прекрасно справляются. С Советской их было бы лучше перенести. Плюс трамваи необходимы для соединения отдаленных районов – там они никому не мешают.
Евгений Фиткулин, охранник
Трамваи нужны пенсионерам. Старому поколению будет очень тяжело без них. Это стабильный, безопасный и уютный вид транспорта. К примеру, зря убрали Косогорскую линию. Несмотря на то, что туда ходили автобусы, трамвай №4 всегда был битком! Его очень любили.
Юрий Мусорин, инженер-проектировщик
Нужно модернизировать трампарк, составить четкое и доступное всем расписание, поставить турникеты на входе (как в Москве). И люди будут пользоваться этим транспортом, реже ездить на машинах. И убрать трамваи из центра было бы разумно.
А как у них?
Знаменитые трамваи, которые уважают во всем мире
Лиссабонский трамвай №28
Лиссабон невозможно представить себе без 28-го трамвая. Это идеальный маршрут для прогулки по городу! Время в пути немногим более получаса. За это время город предстанет перед вашими глазами во всей своей пестрой, шумной и неподражаемой красоте.
По-швейцарски точный!
Трамваи в Цюрихе всегда приходят секунда в секунду! Можно сказать, что здесь целый культ трамвая: трамвай-музей, трамвай-ресторан, трамвай для знакомств. Еще бы – они играют важнейшую роль в системе местного общественного транспорта.
Канатный трамвай Сан-Франциско
Один из видов общественного транспорта в Сан-Франциско и одна из достопримечательностей города. Система канатного трамвая включена в национальный регистр памятников истории США (National Register of Historic Places). Сейчас система канатного трамвая перевозит в основном туристов. Причем разрешается ехать снаружи вагона – на широких боковых подножках, держась за поручни.
Питер – город трамваев
К концу 1980-х годов трамвайная сеть Санкт-Петербурга стала самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннеса. В городе установлено несколько памятников этому виду транспорта: первому трамвайному вагону, блокадному трамваю и памятник конке.