Производители продуктов вынуждены уменьшать размер упаковки из-за роста издержек. На этот шаг они идут, чтобы избежать роста цен – ведь большинство потребителей будет охотнее покупать 900 мл молока за 60 рублей, а не литр за 65.
Сладости, кофе, молочные продукты и макароны уменьшились в объёме на 5-50 г, пиво, энергетики и газированные напитки продается в банках по 0,9 и 0,43 л, всё чаще встречаются упаковки из 9 яиц вместо привычного десятка. С учетом масштабов производства это позволяет сохранить рентабельность и не отпугнуть покупателей,
«Коммерсантъ» выяснил, что число крупных производителей, уменьшающих объёмы упаковки, растёт. Например, шоколадка «Россия» от Nestle теперь весит 82 грамма вместо 85, а стандартную стограммовую плитку шоколада теперь и вовсе почти невозможно найти на полках супермаркетов. Количество растворимого кофе уменьшилось с 95 г до 85 г. Объём питьевых йогуртов «Активиа» снизился на 10 г, а «Макфа» теперь фасует макаронные изделия по 400 г вместо привычных 450 г.
По данным «Ъ», Mars начала поставлять корма для домашних животных в упаковке 75 г, которые ранее продавались по 85 г. Вес пачек печенья у некоторых брендов уменьшился с 126 г до 112 г, сливочного масла – с 180 г до 150 г, сметаны – с 315 г до 300 г.
В Heineken отмечают, что это вынужденная мера, которая позволяет сохранять ценовую доступность продукта в условиях роста издержек и ограниченности покупательской способности населения. В Unilever (Knorr, «Золотой стандарт», «Инмарко» и др.) говорят, что несколько лет оптимизируют размер упаковок продуктов питания, снижая количество материалов за счет изменения конструкции, уменьшения толщины и других параметров. При этом стоимость упаковочных материалов растет.
По словам исполнительного директора «Руспродсоюза» Дмитрия Вострикова, фасовка в небольшую упаковку на одну порцию отвечает мировым трендам в производстве продуктов питания и запросу потребителей. А исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что даже снижение веса одного наименования продукта на 5–10 г при больших масштабах может позволить оптимизировать издержки. Но оптимизация объема имеет пределы и, возможно, производители для сокращения издержек будут вводить новые форматы упаковки.