14 февраля 1959 года в Туле в помещении клуба ТОЗ начались гастроли МХАТ им. Горького. Прославленный коллектив, который называли гордостью русской национальной культуры, только недавно вернулся после триумфальных гастролей по Японии. В этом сезоне он отмечал шестидесятилетие своего существования.
То ли случайно, то ли не очень случайно, но пребывание одного из лучших театров страны совпало по времени с визитом в Тулу главы государства Никиты Хрущева и вручением области ордена Ленина.
Мхатовцы привезли три своих спектакля. «Поздняя любовь» Островского шла на их сцене уже десятый сезон – ее премьера состоялась в 1949 году. Два других спектакля были достаточно новыми, они появились в репертуаре в 1958 году. Один из них – «Юпитер смеется» английского автора А. Кронина, хоть и склонного к морализаторству, но очень популярного тогда в стране. Однако главная сенсация гастролей – легкая комедия В. Раздольского «Дорога через Сокольники». Критика этот спектакль нещадно поносила, но зрители голосовали ногами. Во МХАТе он был показан с аншлагами более 400 раз!
Причина простая – в главной роли был занят невероятно популярный тогда Леонид Харитонов, любимец и мужчин и особенно женщин. Зрители полюбили его за роли в фильме «Сын» и, конечно, за обаятельного шалопая Ивана Бровкина. Интересно, что в том же 1959 году ту же роль Алешки Вронского исполнял в Харьковском театре актер схожего амплуа и также невероятно любимый в народе Леонид Быков. У него за плечами уже был свой Иван Бровкин – Максим Перепелица.
Зрителям, собственно, особого дела до драматургии не было. Достаточно того, что на афише значилось: в спектакле занят Леонид Харитонов, и билеты моментально исчезали из продажи. Так было не только в Туле, но и в других городах страны.
И хотя среди приехавших был, например, народный артист СССР Михаил Яншин, именно у Харитонова, не заслуженного и не народного – в смысле звания, взяли единственное короткое интервью тульские газетчики.
– Вся моя творческая деятельность непосредственно связана с театром, – рассказал артист. – Я всегда стремлюсь как можно глубже проникнуть в сущность исполняемой роли, чтобы полнее и убедительнее раскрыть характер образа. Моя новая работа – роль Иванушки в сказке «Конек-Горбунок» Ершова, которую ставит сейчас наш театр. Буду ли я сниматься в кино? Об этом пока ничего определенного сказать не могу. Но если будет интересная роль, то, конечно, не откажусь.
За время гастролей мхатовцы выезжали со спектаклем «Поздняя любовь» в Щекино, выступали на предприятиях Тулы – в частности, в цехах оружейного завода, встречались с участниками художественной самодеятельности. Отдельно прошла творческая встреча Леонида Харитонова в тульском кинотеатре «Центральный».
Также в спектаклях во время гастролей в Туле были заняты корифей русского театра, лауреат Сталинской премии Ольга Андровская, ученица Вахтангова Вера Бендина, лауреат Сталинской премии Николай Свободин, артистическая молодежь – В. Трошин, Е. Хромова, А. Вербицкий и другие. Из которых, конечно, отдельно надо сказать о Владимире Трошине, голос которого уже сводил с ума население огромной страны. К Всемирному фестивалю молодежи и студентов Трошин записал свою версию ныне одного из песенных символов России «Подмосковные вечера», и с этого момента началась его слава не только как артиста МХАТ, но и эстрадного исполнителя. А вскоре перед стартом Гагарина он запишет и «Заправлены в планшеты космические карты», которые окончательно впишут его имя в историю советской эстрады. Правда, «14 минут до старта» вскоре исчезнут из ротации, поскольку автором стихов к ним был выпихнутый в эмиграцию автор Чонкина Владимир Войнович, тем не менее многим поколениям советских людей эта песня будет помнится всегда.
И уж если заговорили о легендах, то несколько слов надо сказать и о народном артисте СССР Михаиле Яншине. Из трех спектаклей, показанных в Туле, в одном из них – «Поздняя любовь» Островского он вместе с Н. Горчаковым выступил как режиссер-постановщик. Вообще же это был популярнейший актер не только театра, но и кино. Голос этого артиста невозможно было спутать ни с каким другим. Достаточно вспомнить хотя бы последнюю его киноработу – профессора Волосюка из сериала «Большая перемена» или старичка-боровичка из фильма «Морозко».
Такие вот интересные получились гастроли.
Прощаясь, по поручению горкома КПСС и городского совета депутатов трудящихся с приветствием выступила заместитель председателя горисполкома А. Шкалина, которая поблагодарила артистов за доставленное удовольствие и преподнесла им традиционный наш сувенир – тульский самовар, выступили также представители предприятий города. В ответном слове режиссер театра Виктор Монюков, постановщик, к слову, «Дороги через Сокольники», сказал, что коллектив театра благодарит зрителей за теплый прием и уверен, что творческая связь театра с туляками в дальнейшем будет крепнуть, трудящиеся Тулы смогут периодически смотреть новые спектакли Московского Художественного театра.