На прошлой неделе у меня случился, как говорится, разрыв шаблонов. Мою уверенность в том, что ирисы не пахнут, а бабушки, торгующие в июне цветущими растениями, их просто губят, разрушила опытный коллекционер, цветовод любитель с 20-летним стажем Татьяна Кабанова.
Татьяна — человек уникальный. Она обладатель огромной коллекции ирисов — 300 сортов, и еще большей — лилейников, 1000 сортов. Женщина всю жизнь проработала инженером, но после тяжелой операции увлеклась цветоводством. Слава о ее коллекции распространилась далеко за пределы нашей области. Ежегодно у Татьяны появляются новые сорта.
Татьяна Кабанова
Ирисам надо сделать «тепло и светло». У Татьяны на огороде этим цветам выделена отдельная площадь, светлая и ухоженная. По словам цветовода, ирисы не любят соседей. Во всем остальном это довольно неприхотливые растения.
После покупки Татьяна рекомендует обрезать цветонос вместе с цветком, посадить растение в подходящее место, добавив в лунку удобрения типа Кемира или Фертика. Заглублять корни ирисов нельзя — они от этого загнивают.
— После посадки цветения придется ждать примерно два года. Растение должно нагулять толстый веер [веер — листья ириса, прим. авт.], ведь весь сок у него ушел в цветонос. Весной ирисы подкармливаю мочевиной, немного калийными и фосфорными удобрениями. Зато когда они зацветают…
— Они буквально вспыхивают — высокие, на стройных ножках, цвет неповторимый, щемящий, чистый, без помарок, — о своих любимцах Татьяна может рассказывать часами.
Кстати, запах у ириса удивительно приятный, свежий. И сильно отличается в зависимости от сорта. Больше всех Татьяне нравится запах высокого белого ириса — он напоминает о весне на море.
Слово «ирис» произошло от греческого «радуга». В России цветок называли «касатик». Растение это известно человеку с древнейших времён, так, на одной из Критских фресок изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Изображению около 4 000 лет. Любопытно, что так называемые «королевские лилии» на гербе Франции — стилизованное изображение ириса. А еще этот цветок называют «цветок модерна» — художники этого периода нередко изображали его на панно, витражах, ювелирных украшениях. Дань ирисам отдал, к примеру, Альфонс Муха.