4. Окружающий Мир
  5. Нац. парк Угра. Галкинские болота. - Блог «Окружающий Мир» - MySlo.ru
Нац. парк Угра. Галкинские болота.

Всем привет!

Фото советую просматривать через Галерею, отдельно, так как многие информативные стенды можно прочитать только в полноэкранном режиме.

Сегодня я хочу рассказать Вам об одном из самых эффектных выездов за это лето. Выезд в Калужскую область, а точнее, в Дзержинский её район. Маршрут был небольшой, но очень эффектный, как оказалось. Что же там такого интересно, в этом районе? А находится там один из кластеров Национального парка Угра. И называется он Галкинское болота. О месте этом я узнал, буквально, дня за три до поездки. Но заинтриговало оно сразу. Собственно, поэтому я и поехал туда так быстро)

Путь из Калуги до г. Кондрово занимает около 1 часа, на автобусе. В целом, дорога была нормальной. По приезду в Кондрово, и осмотревшись, мы поняли, что лучше до д. Галкино, возле которого находится болото, ехать на такси. 200 рублей - не такие уж большие деньги... С автобусами в Кондрово беда.

Интересно, что ехать до этого места из Кондрово не более 10ти км. Но таксист не слыхал об этих болотах. Сказал только, что как то ехал мимо, в прошлом году, и увидел указатель, на болота, но так и не соизволил посетить их)

А указатель более чем приметный.

Правда, как оказалось, до болота не 3, а 2 км, но это уже неважно)

Едва прошли деревню Галкино, как сразу на пути стали попадаться сотни птиц.

Один из подвидов Камышовки:

Из-за особенности нынешнего лета, все травы цветут почти одновременно, что создавало вид огромного цветного ковра, который аккуратно расстелили, чтобы похвастаться им перед случайными прохожими. И мы оценили красоту ковра! Отойдя подальше от деревни, мы обратили внимание на то, что птиц стало меньше, за то, что сильно удивило, перед взором предстал указатель!

Удивительно! Вот нас постоянно не покидало стойкое ощущение, что мы не в России) Всё подписано даже в поле!

Пройдя совсем немного, натыкаюсь на эмблему Национального Парка.

Ну что ж, Добро пожаловать. Совсем неподалеку есть карта схема, тоже выполнена по высшему классу!

Нас, в первую очередь, интересовал маршрут, называемый ЭКО ТРОПОЙ. Вообщем, суть в том, что в национальном парке свои правила. И, если Вы слабо себе представляете, что вокруг Вас, то лучше придерживаться экологической тропы. Как оказалась, в сложных местах тропа приспособлена для передвижения туристов, что приехали в кедах )

Ну, а теперь к нашему маршруту.

Выглядел он так:

Тщательно отсняли всё, что увидели на карте, запомнили по максимуму, так как не ожидали далее ничего подобного увидеть. Кстати, зря не ожидали! Сразу же направились к болоту, непосредственно.

Путь проходил через небольшой лесок.

Спустя несколько минут мы уже стояли у подробного указателя, с описанием места, к которому подходим!

Вот не хочу сглазить, но наконец-то стали тратить силы, чтобы хоть что-то донести до людей. И это сразу отразилось на ситуации. А отразилось весьма просто - никакого мусора в округе. Вот так. Иногда, стоит донести до людей о важности мест, где они обитают, чтобы они задумались и стали вести себя иначе.

А на пути нашем уже стал попадаться цветущий мох и плауны.

Мы, как самые продвинутые, шли в кедах, но за спиной, в рюкзаках, были сапоги. Идея наша заключалась в том, что бы повести себя немного нестандартно, как в прочем, у меня всегда) Помимо прогулочного маршрута, мы решили на себе проверить топи. Попробовать хоть немного пройтись по болоту, ну, или по окраине! А вообще, к черту окраину, мы рвались в центр!

И вот, впереди замелькала болотная растительность! Но... Что это? Помостки!!! Ничего себе)

Пф... грех не воспользоваться)

Такое чудо инженерной мысли продолжалось метров 100, и затем перед нами предстала смотровая вышка! Вот уж поистине, колоссальное сооружение:

Поднявшись на вышку, мы обнаружили, что на довольно информативна, что является ещё одним плюсом в сторону сотрудников Угры:

Всё это было интересно почтитать, но вот поверьте, НЕ СЕЙЧАС!!!

Позади нас была панорама болот, к ней мы и обратили свой взор.

Вот оно!!

На вышке мы пробыли долго, переобулись заодно, в сапоги. Чуть в глубине болот увидели ещё одну смотровую, но уже просто площадку, без подъема наверх. К ней и направились. До неё тоже всё было выстлано деревянными помостами. А на площадке, так же, информационные доски, повествующие о местной флоре. Красота!

И вот теперь вроде как всё. Основная часть маршрута заканчивалась, и нужно поворачивать обратно и возвращаться на тропу, чтобы продолжить осмотр других мест. Ага, СЕЙЧАС)

Для нас всё только начиналось. Подхожу к краю помостка, 2-3 секунды думаю (дольше нельзя, сомнение - поражадет страхи). И шаг на грунт...

Первые шаги, как по луне, с такой тревогой. Потом немного постоял, подумал - вроде в порядке всё. Мой товарищ раздумывал чуть дольше, ну меньше опыта у него в походах) Но затем, шагнул по моим следам.

Пока рядом были деревья, было как-то спокойно на душе, но спустя 10-15 метров, деревья остались позади, и перед нами открылся вот такой ландшафт.

Самое интересное, что грунт под ногами вёл себя очень интересно и тревожно что ли... Вообщем, ощущение было такое, как будто ты идёшь по желе. По факту, передвигались мы по ковру из мхов, лишайников и сфагнума, который плотно сросся между собой, частитчно, оброс другими растениями и создал плотную прослойку. Вопрос - прослойку с чем? Ответ - с водой. Ты идёшь по ковру, а под ковром вода. Причем, глубины там ого го. Не знаю какая сила послала нам небольшой шест, но я его подобрал на ковре. Если бы Вы знали, сколько раз он нас выручал в странствии по болоту, в дальнейшем. Было очень жутко, поначалу. Чем дальше мы углублялись в болота, тем тоньше становился ковер. Ты наступаешь, а он прогибается и от тебя расходятся волны, в разные стороны, волны земли) Ощущения... Ни с чем не сравнить. Я в таких местах не бывал никогда до этого. Вот так выглядел этот ковер, если фотографировать его снизу.

А теперь, немного углубимся в этот грунт и разберем его чуть детальнее) В частности, что это там такое растет...

Обанружились, бесчисленные "плантации" Клюквы!

Правда, поспевать ей ещё несколько недель, а то и месяц. В еду не пошла))

Следующим интересным растением стал БЕЛОКРЫЛЬНИК БОЛОТНЫЙ.

Очень специфический и яркий, во всех смыслах, друг.

Ровно настолько, насколько яркий, настолько и ядовитый.

И третье растение, что попалось под ноги, за эти сто метров, что прошли - Росянка. Это чудо занимается поеданием насекомых) Видимо, именно поэтому их и не было вокруг)

Вообщем, фауна просто чудесна, по другому не скажешь.

А болота выглядели всё мрачнее, чем дальше.

Пока есть шанс, успеть сфоткаться) Как раз, со спасительным шестом)

Как видите, высота его достаточно солидна.

Буквально через сто метров мы убедились, что он очень нам нужен.

Проходя одно из мест, я заметил, что грунт чуть больше вибрирует, чем "обычно". С силой я воткнул его перед собой, и он с успехом пробил ковер. В высоту шест был около 180 см. И на поверхности осталась только верхушка, небольше 40 см.

Думаю, если надавить на шест, он ушёл бы и глубже, но он был нам нужен. Аккуратно изымаем его обратно)

Вот так сюрприз! Если честно, на секунду мелькнула мысль - а может назад? Но нет. Нельзя, в конце концов... Столько ехал сюда, и какой страх? Столько странствий, и сдаться тут? НИЗАЧТО! Да и мало ли, ведь трудясь в поисково спасательном отряде, нужно уметь проходить всё.

Пошли мы дальше.  Ковер, под ногами, продолжал радовать своими красками и видовым разнообразием.

Шли мы к центру болота, там была старая дорога, по которой двигалась техника, вывозящая торф, грунт там должен был быть более устойчивым. Но, я не я, если не подойду к краю какой нибудь жути.

И подошёл таки!

Вот тут я уже шёл один. Грунт не просто вибрировал, из под ковра вырывалась вода, затапливая его. Но это всё того стоило. Красота была просто невероятная, неземная, незабываемая...

Впереди замелькала кувшинка. Если быть точным, вид называется КУВШИНКА ЧИСТО-БЕЛАЯ.

Ощущение, что я был в раю. Ветра нет, тишина стоит полная. Я на краю обрыва, и только вода, похожая на зеркало, смотря в которое можно было увидеть какой то другой мир, совсем не тот, что среди людей, окружала со всех сторон...

Все проблемы отходят на второй план, когда стоишь над пропастью, будь она с водой или без. Мозг работает по другому. Ты ощущаешь себя просто пылинкой. Неважно, богат ты или беден, счастлив или нет. Ты думаешь только о том, что тонкая грань разделяет тебя и эту бездну. Как же в такие моменты начинаешь ценить жизнь, а самое главное, сколько дури выходит из головы, когда ты 1 на 1 с природой. Вот почему я всем рекомендую бывать чаще в полях и лесах. Очищается не только душа, но и легкие, и сердце, во всех смыслах. Начинаешь даже дышать по другому. Слышишь себя, воспринимаешь всё иначе. Это так полезно, после городской суеты...

Кстати, раз стоял на краю, решил шестом нащупать дно, и не нащупал...

Дальше окунать палку небыло возможности.

Палка лишь застряла в чем то вязком, явно намереваясь пробить это всё, что было на дне. Нет, уходить отсюда, не стоять.

Кстати, стоять в таких местах совсем не вариант. Чем дольше стоишь, тем больше прогибаешь ковер под ногами, стало быть, испытваешь судьбу. Хотя, во многих местах прогибы были так себе, в некоторых, ковер просто с радостью великой окунался в воду, желая ополоснуться и нас утопить, для разнообразия)

Мы направились к той самой "дороге", по пути снимал всё, что видел..

Жутко, неправда ли? Жутко интересно)

И вот, дорога. Узкая и едва различимая, если не считать деревьев, - они тут единственные гаранты безопасности)

К уже обычным растениям:

Стали добавляться новые:

А под ногами стал главенствовать сфагнум!

Ещё чуток, буквально 40 метров по этой дороге, и перед нами заросли Голубики! От так подарок судьбы!

Тут мы взяли рекламную паузу, и немного насытились ягодой, которая произрастала на всех возывашениях и кочках, вперемшку с клюквой.

Удалось даже чуток набрать с собой, на пробу домашним)

Вот так выглядела наша узенькая тропа, шириной не более 4х метров.

А пейзажи вокруг были совсем недружелюбными, но очень красивыми. Болото подбиралось вплотную к нам, именно, его открытая часть...

Но вот, наша тропа резко оборавалась, дальше хода нет. И, о чудо! Обнаружили следы присутствия человека. Место рыбака! Кто-то из местных ходит сюда регулярно. На грунте лежала доска, видимо, на ней он и стоит. А по ней ползет будущий красавец, под названием Винный Бражник. Сейчас он, конечно же, не очень то красив, но скоро...

Попались и те растения, что не удалось идентифицировать.

Белокрыльник предстал перед нами в более скудном раскрасе.

А вот какой то из подвидов Пушицы.

Вы не поверите, как приятно понимать многое, что произрастает в округе. Это всё читается как книга. Ты знаешь, что можно съесть, чем подлечиться, что поможет продеражться, в случае проблем... ЭХ!

Так же, удалось отснять Живородящую ящерицу, которая неизвестно по какой причине забралась сюда, и уселась на дерево.

Не уйдёшь!!!

В первый раз в жизни был покусан Пресмыкающимся)

Вот такие дела. И мы на этой приятной ноте решили покидать это место и перебираться дальше, по эко тропе, чтобы успеть посмотреть всё остальное. Уже на выходе из болота мы наткнулись на ещё один стенд с информацией... Как вовремя..

Выйдя из болота мы поднялись на вышку ещё раз, переобулись и отправились далее, по тропе.

Следующим пунктом был хвойный лес, с вкраплениями широколиственных участков. Чтож, не заставлять же его ждать) А в этом участке леса нужно было найти муравейники рыжих муравьев - санитаров леса!

Нашли довольно быстро! Муравейники огромны.

Дальше мы стали продвигаться вдоль экотропы, по лесной местности, чтобы осмотреть округу )

Надо сказать, тропа тут тоже была, не всем хотелось идти по краю леса, особенно в жару. Хотя, за весь день мы так никого и не встретили, тропинка была солидной!

Уже в конце леса нам на глаза попался ещё один муравейник)

Следующим пунктом стал старый мелиоративный канал, который зарос настолько, что не было смысла его фотографировать. Если честно, в некоторых участках леса было так темно, что я не стал делать фото растений, хотя, сейчас жалею, Черника напрашивалась всё таки...

А вот и последний участок нашего пути. Второе озеро.

Оно значительно меньше, но и глубже. В нем нет растительности, только по краям. Есть лишь одна дорога, ровно к центру.

Здесь тоже была площадка, с которой можно было посмотреть на озеро и уйти, но... это не для нас. Переобуваемся и выдвигаемся к центру озера.

Вот так сюрприз. И здесь что-то новенькое...

Брусника.

Жаль, ещё не поспела...

Зато удалось близко подобраться к белым кувшинкам.

Вот такое сказочное царство!!!

Подводя итог этому небольшому рассказу могу сказать следующее:

Место просто обязательно к посещению. Находится всего то в 60 км от Калуги. Очень красиво, атмосферно, да и чистый воздух делает своё дело. Всем рекомендую. Спасибо сотрудникам Угры, которые обеспечили для туристов подход, чтобы не запачкать ноги. Национальный Парк действительно опережает свою репутацию. Единственное, что не стоит, наверное, лезть так опрометчиво, как сделали это Мы. Ну, или только с проводниками)

Назад шли мы обсуждая всё, что увидели, по пути выхватывая лесной воздух и фотографируя всё, что казалось интересным...

Особую благодарность хочу выразить нашему шесту-спасителю, который мы бережно оставили на последней смотровой. Быть может он поможет ещё кому нибудь, в его странствиях по этим замечательным местам...

Кадр получился, грустный, с намеком на возвращение, и в то же время, очень глубокий по своему смыслу, говорящий о том, что человек стремится пройти везде, правда, "оприаясь" на силу природы) Лишний раз доказывая, что без природы - мы ничто. Потмоу что мы - часть её.

На этом всё!

Если Вас заинтересовали походы и Вы хотите к ним присоединиться пишите в личные сообщения, или на страницу Вконтакте.

Так же, Вконтакте, у меня есть своя группа, где я выкладываю фотоотчеты о походах и планирую будущие.

До новых встреч!!!

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

12 августа 2017, в 01:38 +39

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.