Когда-то В. И. Ленин сформулировал и выделил три главных объективных и субъективных признака, описывающих кризисную ситуацию, складывающуюся в обществе накануне революции:
- Верхи не могут управлять по-старому — невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде своё господство;
- Низы не хотят жить по-старому — резкое обострение выше обычной нужды и бедствий угнетённых классов и их желание изменений своей жизни в лучшую сторону;
- Значительное повышение активности масс, привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению.
В этот раз революции не случилось, сложилась банальная ситуация.
Вчера после работы зашла в свой «любимый» Дикси. В одну работающую кассу стояли человек 10. В отделах было тихо и спокойно, только в кондитерском работница магазина (она же кассир) выкладывала товар.
Пока я походила по торговому залу и пришла на выход с корзиной весом больше 5 кг, работали уже две кассы, но людей было также много. В это время за территорию касс по своим делам к банковскому терминалу прошла Дама из администрации магазина. Увидев ее там, я громко предложила позвать еще кассиров. Меня поддержали многие из очереди, одна из женщин нервно заявила о нежелании стоять так долго.
Я напомнила о том, что раньше висело объявление о возможности позвонить в соответствующие надзорные органы, если в кассу стоят более 3-5 человек. Молодой мужчина согласился звонить и, когда мужчина в возрасте спросил, за чей счет и с какого телефона, предложил свой. Объявления не увидели. Кассир призывала не шуметь и не мешать ей работать с деньгами, а мы отвечали, что к ней претензий нет, а они есть к администрации.
В это время Дама от терминала пошла в нашу сторону (в противоположном конце находятся административные помещения) и заявила, что мы не должны возмущаться, так как везде очереди, даже в больнице, что кассиры - универсалы и выполняют разную работу.
«И даже моют полы», - подтвердила я (из разговоров: в руководстве компании произошли изменения, и, оказывается, из-за сокращения персонала работники магазина могут быть кассиром, охранником, мерчендайзером, хлебопеком, уборщицей и еще кем угодно).
Очередь пошумела еще, и не прошло и трех минут, как пришли еще два кассира. Народ перераспределился, и очередь начала исчезать.
Ну почему Верхи не могут организовать работу персонала магазина так, чтобы было удобно всем, ведь очевидно, что в это время (после работы) растет поток покупателей. Почему кассиры должны быть универсалами и делать не свою работу?
А Низы не хотят тратить время в ожидании, пока кассиры-универсалы переделают работу за троих, за которую руководство магазина вряд ли платит в 3-х кратном размере. То есть, злоупотребляя нашим временем, уменьшив количество одновременно работающих на кассах, магазин сэкономит на их зарплате и кому-то будет хорошо…
Не так давно в Слободе была хвалебная статья про Дикси. А все ли там хорошо на самом деле? Раньше в газетах была модной рубрика типа «Испытано на себе», когда корреспондент инкогнито устраивался на конкретную работу и доносил до читателей взгляд изнутри…
Никто не хочет познакомиться с чужими тараканами?