На сегодняшний день Франция все больше становится похожа на страну с трехпартийной политической системой. Этими партиями являются Социалистическая партия Олланда, Союз за народное движение Саркози и Национальный Фронт, возглавляемый Марин ле Пен. На первый взгляд кажется, что подобная картина вписывается в концепцию социального сознания, и вообще: «У Америки бипартийная система – и ничего, отлично живут». Но в США подобная система прошла испытание временем – ее основание было заложено давным-давно, и она претерпела множество исправлений и доработок. Во Франции же выделение на политической арене трех ключевых субъектов выглядит скорее как кризис политической мысли на фоне отсутствия реального выбора: Олланд, ввергнувший экономику в хаос или Саркози, который запомнился разве что своими выходками? Естественно, в таком контексте появляется некая третья сила, обещающая магическим образом немедленно покончить со всеми проблемами Франции и имя ей – Национальный Фронт. Первое серьёзное заявление за последние десятилетия эта партия сделала в 2007, таким образом, маргинальные «крикуны» обрели реальную политическую силу. Тогда Жан-Мари ле Пен набрал в первом туре выборов более 10% голосов, что было невиданным ранее успехом для партии. Затем последовали муниципальные и местные выборы, на которых Национальный Фронт закрепил свой внезапный успех. В 2011 на пост президента партии была избрана Марин ле Пен и уже в следующем году, на президентских выборах она устанавливает новый рекорд по популярности партии в стране – более 17% голосов. Сегодня Национальный Фронт – главный претендент на победу в местных выборах, а Марин ле Пен многие уже пророчат президентское кресло в 2017.
В свете современных социально-политических реалий Франции приход к власти радикально настроенных правых сил выглядит весьма логично. Вот только следует брать во внимание компетентность и эффективность представителей партии Национальной Фронт. Просмотрев множество видео обращений и дебатов с участием Марин ле Пен и Марийон Марешаль ле Пен, складывается впечатление, что по ту сторону экрана находятся не грамотные последовательные политики, а ловкие уличные демагоги, которые на самом деле не осознают с насколько глубокой и сложной проблемой они имеют дело. А ведь Франция действительно прочно увязла в острых социально-экономических, этнических и религиозных проблемах, которые берут свое начало в далеком 1968 году, когда, вследствие волны митингов и демонстраций, французское общество подверглось весьма ощутимым изменениям. Спусковым механизмом оказался ряд законопроектов, облегчающий поселение мигрантов на территории Франции. С тех пор каждый приходящий президент, в той или иной мере, лишь усугублял ситуацию, расширяя список прав и свобод граждан не французской национальности на территории Франции. Сегодня эта проблема обретает черты острого системного кризиса, урегулировать который не сможет ни один президент даже за время двух своих каденций. Французские политики, начиная с конца 60-ых годов, раз за разом принимали законы, которые привели к тому, что сотни тысяч, миллионы (!) иммигрантов, без особых усилий получивших французское гражданство, были полностью лишены мотивации работать и обеспечивать необходимый уровень благосостояния и, как следствие, пройти процесс ассимиляции. Ассигновав огромные суммы на выдачу пособий, правительство поставило себя и своих граждан в условия, когда местному населению пришлось адаптироваться в своем доме под обычаи и устои гостей, что, естественно, вызвало волну протестов и породило массы недовольных. Самое интересное, недовольны, почему-то оказались все – как жители метрополии, так и сами иммигранты (припомним события, происходившие не так давно в Марселе и окрестностях Парижа).
Само собой разумеется, что подобный порядок вещей не мог не сказаться и на экономике Франции, для которой, не смотря на весь ее огромный потенциал, ноша в виде миллионов бездельничающих иммигрантов оказалась совершенно неподъемной. Рядовые французы, долго наблюдав как из года в год растут их и без того высокие налоги, не на шутку возмутились: «Почему я, в своем доме, должен терпеть лишения и унижения ради того, чтобы содержать не желающих работать иммигрантов?!» - гнев весьма праведный и обоснованный. А ведь подобную катастрофу можно было предубедить, правильно выстраивая свою внешнюю и экономическую политику по отношению к желающим обосноваться во Франции.
Таким образом, отсутствие какого-либо взвешенного стратегического планирования в 60-70-ых годах, нежелание разбираться с новыми возникающими проблемами и вызовами в 80-00ых, и совершенно непоследовательная политика последних декад и лежат в основе удручающего положения Франции сегодня.
Теперь же следует обратить внимание на то, почему негласно возникшая трехпартийная система может оказаться последней каплей, переполнившей чашу терпения. Французские избиратели, наученные горьким опытом двух последних президентов, а также на волне набирающего оборота террора в стране, обратили свои взоры (как это обычно бывает в истории) в сторону радикально настроенных правых сил, обещающих простые, понятные и, главное, сиюминутные решения сложнейших проблем. Вот только как, и какими средствами, эти правые собираются решать кризис, вызревавший почти полвека, никто не уточняет. Марин ле Пен и ее пособники занимаются дешевым популизмом, привлекая к себе внимание радикальностью своего слога, но уж никак не дела. Да и тот факт, что их открыто финансирует российский банк тоже заставляет задуматься о том, чьи ж интересы, в случае обретения власти, будут отстаиваться Национальным Фронтом?
Я прекрасно понимаю негодующих французов, видящих свое спасение в партии, некоторые члены которой состояли в Ваффен-СС (Леон Готье), но все же к вопросу выбора своего спасителя следует подойти более конструктивно. Да, я так же не в состоянии сказать, кто на сегодняшний день в состоянии вытянуть Францию из тупика, в который она себя загнала, но с уверенностью могу сказать, что ни один из политиков создавшегося «триумвирата» не способен изменить ситуацию к лучшему. Очевидно, Франции критично необходим новый «69-ый», который лег бы в основу социально-культурного, а затем и экономического оздоровления нации!