Друзья! Чудный, ставящий мозги на место обзор был мною обнаружен сегодня на авторитетнейшем автомобильном сайте Автостат. Читайте, наслаждайтесь, комментируйте.
Вы видели цены на Форд Фокус? Я слежу за ними последние пару месяцев – базовая стоимость обновляется постоянно. Теперь седан с 1,6-литровым мотором и механикой оценивается в 884 000 рублей.
В общем-то, Америки я не открою, если скажу, что цены на новые машины выросли до немыслимых ранее пределов. Я еще помню времена, когда Фокус, даже с какими-никакими опциями, можно было купить вдвое дешевле.
Покупать – дорого
Как вы понимаете, тот минимальный уровень цен, которые есть сегодня – это навсегда. Это не страшный сон, не временный кризис. Теперь автомобиль С-класса со средненьким оснащением будет стоить, откидывая в сторону всякие скидки и спецпредложения, от 1 миллиона рублей. «Бюджетник» с дубовой пластмассой в салоне – 700-800 тысяч. Поэтому когда я вижу гневные комментарии «диванных экономических экспертов» из серии «Весту за 500 тысяч брать не будут!», мне делается смешно. Будут! И за 600 тысяч тоже будут.
Когда закончится кризис, или экономика хотя бы придет в шаткое равновесие, цены никто не снизит. Сейчас продавцы автомобилей, собственники автосалонов, дистрибьюторы и прочие участники рынка сидят на голодном пайке. Без премий, без дивидендов, а то и с гигантскими убытками. Многие из последних сил держатся на плаву. Как только потребителю станет чуть полегче, цен они снижать не будут. Напротив: они наперебой кинутся компенсировать свои потери, с новой силой навязывая дополнительные услуги и сервис…
Поэтому еще раз: эти цены никогда не упадут. Они будут только расти. Потому что независимой автомобильной промышленности в России нет – все игроки так или иначе зависят от продуктов и услуг, оплачиваемых в евро и долларах. А иначе быть не может – это глобальная экономика.
Обслуживать – еще дороже
И если вы приуныли на этих строках, то готовьтесь приунывать со всей силы. Дело в том, что тратиться на покупку машин уже очень скоро придется чаще. Вы еще не читали статьи нашего технического эксперта Бориса Игнашина на тему ремонтопригодности современных автомобилей? Если нет, то очень рекомендую почитать материалы об отличиях современных моторов от старых и о новом подходе к надежности в целом.
Падение срока беспроблемной службы автомобилей идет ползучими темпами – так, чтобы в обществе не возникла паника. Первыми ласточками стали европейские премиум-бренды в конце 90-х – начале «нулевых». Содержание старых Range Rover и BMW X5 – это настолько тяжкое бремя для кошелька, что «сложные» Ситроены конца 80-х с их гидропневматической подвеской сегодня можно считать бюджетниками.
Над не очень богатыми «понторезами», решившими за 500-600 тысяч приобщиться к высокому обществу владельцев премиум-машин, и теперь в панике думающими, откуда бы взять 200 тысяч в год на ремонт, все смеются.
«Ха-ха, захотели халявы – так получайте. Надо было брать машину по своему доходу», – злорадно говорит скептический наблюдатель из окна своего Соляриса, купленного за те же 600 тысяч.
Но обратите внимание: сервисной электроникой, турбинами, насосами непосредственного впрыска и прочими средствами повышения литражной мощности и снижения расхода топлива вместе с выбросами обрастают все подряд. Лет через 5-7 машину С-класса (ту самую, от 1 миллиона рублей) с «атмосферником» и распределенным впрыском купить будет просто нереально. Ни за какие деньги. Производителю нужно отчитываться перед Еврокомиссией и американским EPA о снижении выбросов, а заодно радовать покупателя новой модели еще более низким расходом топлива и повышенной мощностью. В ту же пропасть катятся трансмиссии, кузова и даже подвески. Все они становятся сложнее и дороже.
К чему это приведет?
В обозримом будущем после 5-7 лет владения и пробега 150-200 тысяч километров остаточная стоимость большинства автомобилей будет стремиться к нулю. То есть, купить такую машину, конечно, можно, но сразу же появится необходимость заменить ТНВД, турбину, алюминиевые рычаги подвески и еще десяток датчиков и блоков. Что-то можно будет кустарно отремонтировать, но в целом обслуживание не старой еще, казалось бы, машины станет сплошной чередой вложений и заморочек.
Сейчас владелец того же старого «Рейнджа» еще как-то может оправдать дикие денежные вливания. Все же машина большая, престижная, комфортная… Игра вроде как стоит свеч, учитывая, что новый Range Rover стоит даже не в два, а раз в пять-шесть дороже, чем 10-летний.
А чем оправдать вложения в ремонт постаревшего Фокуса с 1,5-литровым турбомотором с непосредственным впрыском? Того самого, который только недавно вышел в продажу? Причем дальше будет все только хуже. Еще «круче» характеристики на бумаге, еще больше недолговечных деталей, еще выше цена обслуживания.
Не будет такого, что в один прекрасный день мы проснемся в новых реалиях. Процесс будет постепенным. Люди будут радостно скупать новые машины и привычно пытаться от них избавляться по истечении 3-х лет владения. Потом их будут покупать любители вторички, сталкиваться с чудовищными затратами на ремонт, кое-как «сливать» их… Цены поползут вниз, и разница между новыми и бэушными машинами вырастет до неприличия.
В итоге мы придем к тому, что покупателям новых авто придется каждый раз копить чуть ли не полную стоимость машин, потому что продажа старой не принесет желаемого дохода. Вот поэтому-то я и говорю: нормальные машины класса С и D, на которых ездит весь мир, уже совсем скоро станут недоступны нашим автомобилистам, которые привыкли к определенному уровню комфорта. И придется им всем пересаживаться на Логаны и Солярисы – уже какого-нибудь 3-го или 4-го по счету поколения. Тоже, кстати, с турбомоторами, преселективными роботами и десятком электронных систем стабилизации.
Но как же так?
Все просто: нас пытаются приучить, что париться о ремонте машины, покупать неизвестно у кого с рук бэушные варианты – это прошлый век. Да, остаточная стоимость минимальна. Но думаете ли вы об остаточной стоимости, когда покупаете смартфон или ноутбук? Вряд ли. Вот так же и с автомобилями.
В головах потребителей постепенно будет оседать мысль об одноразовости машин. И потребители будут не против!
Почему? Да потому что эта модель потребления придумана для развитых рынков с дешевыми кредитами и высокими зарплатами.
В США даже не особо квалифицированный работник редко получает меньше 10 долларов в час. Умножаем это на усредненные 180 часов в месяц и получаем 1800 долларов. Это очень маленькая зарплата по американским меркам.
А теперь смотрим варианты по приобретению машины. Toyota Corolla, стоящую в базе около 17 000 долларов, можно взять в лизинг с первым взносом 1 599 долларов и ежемесячным платежом 159 долларов. Представьте себе, что вы получаете 18 000 рублей в месяц – это как раз довольно мало по нашим меркам, не так ли? Первый взнос за машину – меньше вашей зарплаты, а ежемесячно придется платить 1 600 рублей. Сильно ли вас при таком раскладе будет беспокоить надежность машины и ее остаточная стоимость? Думаю, что не очень.
В России таких предложений нет. Перевод своей рублевой зарплаты в доллары способен погрузить в запой от безысходности даже вполне высокооплачиваемого работника. Если вы взяли автокредит меньше, чем под 20% годовых, считайте, что вам повезло. Ключевая ставка ЦБ вон какая! А инфляция – даже официальная уже 12%...
Поэтому выдохните и расслабьтесь: скоро массовый отечественный потребитель окажется в ситуации, не очень сильно отличающейся от советских времен. Доступно к приобретению будет весьма ограниченное количество бюджетных машин местного производства. Иномарки ввозить нельзя, да и бессмысленно – они «одноразовые».
Конечно, мировой автопром имеет типовые стратегии для таких рынков, как наш. Нам оставят логановскую платформу В0 еще лет на 20, проведут еще несколько фейслифтингов… Помимо этого привезут еще парочку других отслуживших свое моделей. Думаю, что фольксвагеновскую тележку PQ35 тоже рано списывать со счетов. И это не будет чем-то из ряда вон выходящим: посмотрите, сколько лет VW продавал в Бразилии свой неувядающий Т2, в Мексике – Beetle, а в Китае – Passat B2.
Кто виноват?
На этом месте можно было бы с пролетарским гневом заклеймить «проклятых капиталистов», который дурят честной народ. Попытаться придумать какие-то рычаги воздействия на них, чтобы они продавали машины «по справедливости», вернули им прежнюю надежность и низкие цены. Но я не стану, ибо это будет чистой воды популизмом. Нет никакой справедливости – есть только конфликт интересов, который всегда решается в пользу сильного.
Помните Уинстона Черчилля? «Демократия – наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени». Вот так и с рыночной экономикой и потребительским рынком. Отвратительная картина вырисовывается – машины становятся хуже и дороже, а люди только рады. Но альтернативы не видно. Кто будет решать, какая машина хорошая, а какая – нет? Может быть, Центральный комитет Партии?
Да, средний потребитель необразован, доверчив и подвержен внушению хитрых маркетологов. Точно так же, как средний избиратель падок на популистские лозунги. Но нет такого механизма, чтобы кто-то умный и профессиональный решил бы за весь мир, какими по справедливости должны быть современные автомобили. А «несправедливые» машины не допускал бы до рынка. И никто бы при этом не разорился и не потребовал бы дотаций за счет тех же налогоплательщиков… Современный мир не знает иной цивилизации, кроме рыночной.
Кроме того, условный западный «ЦэКа» уже давно сделал свой выбор в пользу экологической религии, и наш Минпромторг радостно встал под те же знамена. Налогообложением и суровыми рамками чиновники уже загнали автопромышленность в угол. Что же теперь им делать? Сказать, что глобальное потепление – миф, контроль выбросов СО2 – маразм, а обложение налогами мощных и литражных машин – заработок на успешных людях? Да никогда они этого не сделают – пути назад уже нет. Чиновники должны получать показатели на бумаге, а производитель выкручивается, «разводя» потребителя.
И знаете что? Мне даже нравится ситуация, когда твое процветание зависит от твоего уровня познаний и приложенных усилий.
Неохота ничего знать об автомобилях? Нравятся красивые картинки и сладкие обещания? Пожалуйста – иди в салон и покупай машину, ремонт которой у дилера через 150 тысяч километров будет сравним с ее остаточной стоимостью, а поддержание в рабочем состоянии станет нерентабельным. Переплачивай за кредиты и каско, теряй деньги.
Это личное право члена свободного общества – быть невеждой и конечным звеном пищевой цепочки.
Есть способности и желание разобраться? Нет проблем – ищи проверенные временем технологии, ремонтируй машину сам или силами специалистов. В конце концов, купи себе несколько автомобилей «старой школы» – хватит до конца жизни. В Европе и США, в рассадниках современного экологического мракобесия, созданы прекрасные условия для любителей олдтаймеров и янгтаймеров. Ищущий да обрящет, жаждущий да взыщет. В России, конечно, все сложнее, но тоже вполне реально.
Если вы все еще сомневаетесь, купить ли вам «для души» нечто олдскульное, то идите и покупайте сейчас. Потом будет сложнее в разы. Машины 80-х и 90-х годов будут просто дороже в силу возросшей редкости, а машины из «нулевых» и тем более «десятых» в преклонном возрасте сможет содержать только Рокфеллер.